О деятельности Комиссии по правам человека

при Президенте Республики Бурятия

в первом полугодии  2006 г.

 

Деятельность Комиссии  в отчетном периоде, как и прежде, представляла собой консолидированную юридическую помощь Председателя, заместителя Председателя и членов Комиссии по правам человека, представителей правозащитных общественных организаций гражданам республики в деле защиты их прав, свобод и интересов.

Общая картина соблюдения прав и свобод человека на территории Республики Бурятия отражает проблемы, затрагивающие основные стороны  жизни ее граждан. Получение наиболее полной, адекватной картины становится  возможным благодаря анализу фактов, изложенных в жалобах и иных обращениях граждан, статистических данных и информации, полученной из государственных  и муниципальных органов, правозащитных и иных общественных организаций, средств массовой информации.

Необходимо отметить, что факторы, порождающие нарушения прав человека, связаны с происходящими деструктивными социальными процессами и нарастающим массовым негативным состоянием общества в целом.

В первом полугодии 2006 года поступило 314 письменных заявлений и обращений граждан о нарушении их прав и свобод, причем заметна тенденция значительного роста количества обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1 полугодие 2005 г. - 86 обращений).

Наряду с этим дополнительно рассмотрено более 100 устных обращений в ходе встреч с населением, а также прозвучавших по телефону. По всем устным обращениям граждан даны необходимые разъяснения и поручения соответствующим исполнителям. За отчетный период практически каждым членом Комиссии принято активное участие в ежемесячном приеме граждан. Многим из них на месте оказана квалифицированная юридическая помощь.

Наибольший рост обращений граждан отмечается по нарушениям прав сотрудниками правоохранительных органов, в системе УИС, жилищных и трудовых прав.

 

НЕМНОГО ПЫТОК – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Из анализа полученных данных за первое полугодие т.г. можно проследить имеющуюся стойкую тенденцию к увеличению количества правонарушений в сферах деятельности правоохранительных органов. Как и прежде, подавляющее количество обращений связано с оспариванием приговоров, решений суда, жалобами на деятельность органов МВД РБ, УФМС РФ по РБ, прокуратуры республики и условий содержания осужденных.

В последнее время отмечается увеличение числа жалоб, связанных с незаконными действиями сотрудников правоохранительных органов.

Так, 18.05.06 (вх. №367) поступило заявление от Мудусовой Г.А. с жалобой на незаконное выселение из общежития МУП «Солнечное» его комендантом, сопровождавшееся публичными оскорблениями и угрозами, а также на незаконное затягивание следствия по этому делу следователем Октябрьского ОВД.

В результате проведенных проверок факты, указанные в жалобе, подтвердились, в связи чем, следователь был привлечен к дисциплинарной ответственности, а расследование уголовного дела взято на контроль МВД Республики Бурятия.

02.02.06 (вход. №88) в Комиссию по правам человека поступила жалоба от Марейчева Ю.Г., в которой сообщалось о незаконном его привлечении к административной ответственности.

Сотрудниками милиции Кабанского ОВД было сфабриковано дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.21. КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения). Марейчевым Ю.Г. штраф в размере 100 рублей по требованию судебных приставов был уплачен. Но в целях восстановления справедливости и своего честного имени заявитель обратился за защитой  в Комиссию. При этом выявилась вопиющая халатность некоторых должностных лиц, которые при задержании правонарушителя, представившегося именем нашего заявителя, причем уважаемого гражданина, не приняли предусмотренных законом мер к установлению личности. В результате его нарушенные права были восстановлены, за допущенное нарушение закона и недобросовестное отношение к исполнению своих служебных обязанностей виновным лицам объявлено дисциплинарное взыскание.

Всего в Комиссию по правам человека при Президенте Республики Бурятия за первое полугодие 2006 г. поступило более 30 (тридцати) жалоб на неправомерные действия сотрудников внутренних дел (за весь прошлый год  – 28 подобных жалоб).

Необходимо отдать должное сотрудникам прокуратуры республики за внимательное отношение к запросам Комиссии и незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования по каждой из них. Всего за первое полугодие 2006 г. сотрудниками прокуратуры рассмотрено более 150 обращений Комиссий по различным нарушениям прав граждан республики.

Несмотря на то, что большинство изложенных фактов не подтверждается, тем не менее, проблема нарушений конституционных прав наших граждан сотрудниками ПОО продолжает быть актуальной. Об этом свидетельствуют как материалы местных средств массовой информации («Во время допроса улан-удэнец выбросился из окна» в «Номер один» №48 от 30 ноября 2005 г., «Беспредел в погонах», «Милиционер забил бизнесмена до смерти» и др.), так и продолжающие поступать в Комиссию жалобы о фактах применения физического и психического насилия сотрудниками правоохранительных органов Республики Бурятия.

Сокрытие преступлений от регистрации, необоснованные отказы в приеме заявлений о правонарушениях, рукоприкладство, волокита при расследовании дел продолжают оставаться одной из серьезнейших системных проблем в нашем регионе.

В Комиссию обратилась гражданка Т. с жалобой на волокиту, допущенную при проведении проверки по ее заявлению в Октябрьский РОВД, несмотря на неоднократные обращения в органы милиции и прокуратуру (вх. 319 от 19.04.2006 г.). Как выяснилось, сначала причиной отказа в регистрации ее заявления, а затем допущенной волокиты явился факт избиения заявительницы и ее семьи бывшими сотрудниками внутренних дел. По запросу Комиссии прокуратурой Октябрьского района возбуждено уголовное дело и внесено представление о привлечении виновных в волоките должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Расследование уголовного дела прокуратурой республики поставлено на контроль.

Особое беспокойство вызывают действия сотрудников милиции, носящие характер пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения.

Как показывает анализ обращений граждан в Комиссию по правам человека, избиения, пытки и другие незаконные методы ведения следствия происходят в служебных помещениях органов внутренних дел, куда людей доставляют после задержания. Именно здесь применяются квалифицированные пытки, т.е. физические страдания причиняются с использованием каких-либо предметов, например, противогаза, который надевают на голову задержанного и перекрывают при этом доступ воздуха.

В обращении гр. Д., проживающая в с. Баргузин, указывала не только на этот факт, но и более ужасающие, примененные сотрудниками Прибайкальского  РОВД в отношении ее сына Э., находившегося под арестом в СИЗО по сфабрикованному обвинению в убийстве (вх. 497 от 06.07.2006 г.). 13.07.2006 г. он освобожден из-под стражи в связи со снятием обвинения в совершении преступления, ранее ему инкриминируемого, и вынужден госпитализироваться.

Комиссия обратилась в прокуратуру республики (исх. 314 от 17.07.2006 г.) о проведении прокурорской проверки по фактам незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей, принуждения к даче показаний, фальсификации доказательств, превышения должностных полномочий и о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц.

Последнее коллективное обращение (вх. 440), в котором сообщается о зверских избиениях и пытках сотрудниками ОМОН РБ, неоказании медицинской помощи, поступило от содержащихся под арестом в ИВС Северобайкальского РОВД.

Комиссия выражает большую надежду, что по обращениям Комиссии, прокуратурой республики будет дана надлежащая правовая оценка и приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.

Одной из причин незаконной практики применения насилия в органах внутренних дел является так называемый показатель раскрываемости преступлений, по которому оценивается работа милицейского подразделения. Слабая оснащенность милиции современными техническими средствами раскрытия преступлений, в ряде случаев загруженность сотрудников делами, не позволяющая полноценно проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание, низкий профессиональный уровень сотрудников – все это определяет признание подозреваемого как основное доказательство его причастности к совершению преступления, а главным средством получения признания - применение незаконных методов физического воздействия.

Необходимо также обратить внимание и на следующее: как только подтверждается причастность сотрудника милиции к избиениям задержанных, его тут же увольняют из органов внутренних дел. И судят его не как должностное, а как гражданское лицо. Таким образом, в кадрах милиции среди личного состава этот сотрудник осужденным не значится, а дела об избиениях задержанных теряются в общей массе уголовных дел о превышении должностных полномочий.

Всего в 2005 году в республике возбуждено 95 уголовных дел по преступлениям, совершенным сотрудниками правоохранительных и судебных органов, из них 75 – сотрудниками милиции. И это только официальные цифры, не отражающие реальную действительность.

Чаще всего жертвами «профессионального» насилия в нашей республике становятся лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, молодежь и подростки, лица «кавказской» национальности.

Так, в «МК» в Бурятии» (от 05.07.2006 г.) опубликована небольшая заметка «Операция «Иностранец». В ходе этой операции, организованной Управлением Федеральной миграционной службы РФ по РБ, задержан гражданин Российской Федерации Дзерия Зураб Терентьевич, бывший преподаватель БГСХА, ныне предприниматель. В результате применения физической силы сотрудниками ОМОН у гражданина возникли разного рода  расстройства здоровья, вследствие чего врачами рекомендовано оформить 2 группу инвалидности.

По данной публикации Комиссия обратилась с ходатайством в прокуратуру республики для контроля за расследованием данного дела (исх. 292), тем более что по заявлению Дзерия первоначально было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

ПИСЬМА ИЗ-ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ

Одним из обязательств, взятых Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 года, был перевод системы исполнения наказания из ведомства МВД в Министерство юстиции.

У нас в республике в Комиссию по правам человека имеет открытый доступ любой житель, который считает, что его права нарушены. Лица, осужденные к лишению свободы, этим правом открытого доступа к председателю Комиссии пользуются путем беспрепятственной подачи обращений в письменной форме.

В случае попытки отдельных представителей администрации исправительных учреждений, ИВС, СИЗО чинить препятствия в приеме и отправлении заявлений и жалоб заключенных в различные инстанции, информация об этом в любом случае становится известна. К сожалению, в практике работы Комиссии есть случаи, когда осужденные были вынуждены направлять свои обращения через родных, адвокатов и др. Так, 21.03.2005 г. (вх. 147) от заведующей одной из адвокатских контор было получено 17 жалоб осужденных, отбывающих наказание в ИК-2.

Работая с системой исполнения наказания, понимаем, что у нас, как и в целом в стране, еще не созданы условия для всестороннего развития человека, достойной жизни на свободе. Хотя подчеркнем, что в последнее время с приходом нового руководителя происходят значительные изменения  условий содержания людей. Так, в статье Д. Родионова «Четыре квадрата» («МК» в Бурятии» 28.06-5.07.2006 г.) отмечается, что пенитенциарная система Бурятии довольно близка к тому, чтобы соответствовать европейским рекомендациям – так, на одного арестанта в СИЗО приходится 3,8 кв. метра (по международным стандартам – не менее 4).

Особую тревогу вызывает техническое состояние главного режимного корпуса следственного изолятора, которому уже более 120 лет, здания детской воспитательной колонии в Улан-Удэ, построенного в начале 50-х годов. Его предельный износ, незначительная площадь территории ВК не позволяют создать условия для организации спортивного городка, площадок для проведения массовых досуговых культурно-спортивных мероприятий. В настоящее время в учреждении нет условий для исполнения такого вида льгот, как проживание воспитанников по постановлению начальника воспитательной колонии в общежитии за пределами учреждения без охраны, но под надзором администрации. Чтобы реализовать такое право осужденным, необходимо здание на прилежащей к ВК территории. На повестке дня – строительство столовой и школы.

Нарушается  в республике гарантированное уголовно-исполнительным законодательством право осужденных женщин на отбывание наказания в исправительных учреждениях по месту проживания или осуждения (ст. 73 УИК РФ), т.к. до настоящего времени нет исправительной колонии для женщин. Вынужденно они направляются для отбывания наказания по разнарядке ФСИН России в другие регионы, что негативно отражается на их связи с семьей, детьми, родственниками.

Все эти проблемы – из-за недостаточности финансирования. В прошлом году выделено лишь 81,5% от необходимого финансирования из федерального бюджета, поэтому нормальное функционирование учреждений УИС без поддержки региональных властей не может быть обеспечено.

Но есть пять направлений, по которым необходимо уже сегодня строить работу в соответствии с Европейской Конвенцией и Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными и содержания их в условиях лишения свободы. Эти направления зависят от профессионализма сотрудников учреждений исполнения наказаний.

Первое и самое важное из них – неприменение насилия, пыток, жестокости в отношении лиц, отбывающих наказания. По всем международным стандартам, работники учреждений уголовно-исполнительной системы наказаний обязаны вежливо относиться к осужденным как к людям, лишь временно содержащимся в условиях лишения свободы, которые после отбытия наказания освобождаются и возвращаются в своим родным и близким в наше с вами общество.

Ранее мы уже писали о фактах применения физической силы (вх. 194-210 и др.),  которые имели место быть в первом квартале текущего года – 19 (во втором – 5). Наше твердое убеждение - понять можно любые ошибки, недостатки, связанные прежде всего с недостаточным финансированием, но невозможно понять бесчеловечного отношения к людям.

Второе направление - охрана здоровья и медицинская помощь. Основы правового регулирования медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливает Конституция РФ (ст. 41), положение которой воспроизводит и детализирует ст. 12 УИК РФ, согласно которой осужденные в качестве одного из основных прав имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Ситуация с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом в системе исполнения наказания меняется к лучшему, и все-таки обращения осужденных или их близких по неоказанию надлежащей медицинской помощи в почте Комиссии не редкость. По некоторым из них Комиссии удается добиться необходимого медицинского обследования и надлежащего лечения. Так, по заявлению осужденного Г., который ранее ходатайствовал перед администрацией ИК-2 о медицинском обследовании, после нашего обращения в УФСИН РФ по РБ вопрос решился положительно (вх. 503).

Третье направление – доступность образования. Посещение школ, учреждений начального профессионального образования является обязательным при поездках в колонии. В целом благодаря работе УФСИН России по Республике Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, образовательные учреждения в воспитательных и исправительных колониях можно назвать соответствующими образовательным стандартам, тем более все они прошли через очень непростое лицензирование в министерстве.

В соответствии с международными стандартами и, прежде всего с Конституцией Российской Федерации образование должно быть доступным.

Четвертое. Обращаем внимание на отношение к родственникам и близким как к людям, которые не совершали никаких преступлений, грубое или неуважительное отношение к ним совершенно недопустимо. Применение таких норм “воспитания”, как помещение в штрафной изолятор (ШИЗО) перед свиданиями с родными и близкими, отмена свиданий должны уйти из практики исправительных учреждений. Помещение в ШИЗО накануне свидания можно перенести для осужденного. К примеру, Комиссией направлено для рассмотрения заявление гражданина З., отбывающего наказание в ИК-2, об отказе в предоставлении длительного свидания с гражданской женой, с которой они совместно воспитывали детей (вх. 427 от 28.06.2006 г.). Невозможно без боли читать письмо матери осужденного С., которой уже дважды администрация ЛИУ-5 (с. Цолга Мухоршибирского района) отказывает в предоставлении ей длительного свидания с сыном.

И, наконец, пятое направление – это освобождение из мест лишения свободы без нарушения сроков и с помощью социально-бытовых отделов, желательно с паспортами. В частности, 13.02.06 (вх. №106) с жалобой на незаконное препятствование в получении паспорта Российской Федерации обратился осужденный Ш., уроженец г. Ташкент, приобретший гражданство Российской Федерации в Посольстве РФ в Республике Узбекистан. В результате совершенной в отношении него кражи, еще перед осуждением, Ш. остался без паспорта Российской Федерации, что лишало его множества  гражданских прав и возможности их реализации, по этой же причине он не мог добиться условно-досрочного освобождения. Долгое время отправляемые им запросы оставались без рассмотрения. Лишь после ходатайства Комиссии дело сдвинулось с мертвой точки, и паспорт Ш. был получен.

Членам Комиссии приходится разрешать по обращениям осужденных проблемы иного рода, как, например, установление связей с родственниками и их местонахождения, получение заработанных денежных средств до осуждения, вопросы наследства и др.

Улучшение положения в исправительных учреждениях с соблюдением прав человека связано, прежде всего, с появлением помощника начальника УФСИН РФ по РБ  по соблюдению прав человека и уполномоченных по правам человека в каждом исправительном учреждении. Последние, к сожалению, работают на общественных началах, без всякого методического обеспечения. Поэтому задача Комиссии - установление взаимодействия с ними и различного рода методическая помощь. Особое внимание планируется, отдавая приоритет профилактике нарушений прав осужденных,  уделить работе Комиссии в сфере правового просвещения лиц, находящихся в изоляции в учреждениях пенитенциарной системы и самих сотрудников.

Комиссия намерена проводить ежегодные Общественные слушания с участием представителей УФСИН, прокуратуры, правозащитных организаций, журналистов с целью контроля над соблюдением прав осужденных и  сотрудников пенитенциарной системы.

 

РАБСКИЙ ТРУД НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ

В целом ситуация с обеспечением экономических прав человека в Республике Бурятия становится относительно благополучной, хотя, как в и других регионах России, отличается противоречивостью и неоднозначностью происходящих в ней процессов. С одной стороны, наблюдается увеличение объема промышленного производства в январе-мае 2006 года на 10,4% и среднемесячной заработной платы одного работника (на 1 мая 2006 года она составила 8427 рублей при среднероссийской - 9608 рублей) на 12% к соответствующей дате прошлого года. С другой стороны, получили известность случаи грубейших нарушений конституционного права на вознаграждение за труд, выразившиеся в многомесячных задержках заработной платы на отдельных предприятиях (просроченную задолженность по выплате заработной платы на 1 июня 2006 года имели 39 организаций в сумме 56,3 млн. рублей.). За месяц число организаций сократилось на 4 единицы, однако сумма задолженности возросла на 3,8 млн. рублей.

При данной ситуации в почту Комиссии поступает достаточно много обращений, в том числе и коллективных, как о задержке и невыплате заработной платы действующими предприятиями, например, ООО «Восток Сервис» (вх. 425), ООО «Сибвей» (вх. 281), республиканской детской больницей для новорожденных (вх.384) и др., так и невозможности взыскания денежных средств с предприятий-банкротов – МУП ФК «Селенга-Улан-Удэ» (вх.303), ООО «Шликер» (вх.94), ПМК «Ленинградбамстрой» (вх.20), ПАТП-2 (вх.76), ОАО «Разрез Холбольджинский» и др. Отрицательных примеров разрешения жалоб, связанных с банкротством, много, поскольку угроза ущемления социальных прав и интересов работников заложена уже в самом Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)”, в частности в пункте 9 статьи 142 редакции закона от 26 октября 2002 года, согласно которому требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. На практике это означает, что такие требования в дальнейшем не могут предъявляться к исполнению, а работники обанкроченного предприятия на вполне “законных” основаниях навсегда остаются без зарплаты.

Граждане, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, справедливо ставят вопрос об ответственности государства за создавшееся положение, при котором они лишены права получить заработанные деньги. Ответить таким людям что-то вразумительное о причинах создавшегося положения невозможно.

Большие надежды правозащитного сообщества возлагались на результаты рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки М.Г. Ершовой упомянутым нормативным положением ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, согласно которому требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Однако Определением КС РФ в принятии к рассмотрению жалобы было отказано, поскольку согласно позиции, изложенной в Определении, разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

Тем не менее, остается очевидным, что в подобных случаях имеет место нарушение основополагающих права граждан как минимум на вознаграждение за труд, на судебную защиту (ввиду неисполнения соответствующих судебных решений о взыскании задолженности) и на запрет принудительного труда.

Между тем Международной организацией труда (МОТ) еще 23 июня 1992 года принята Конвенция № 173 “О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя”. Она предусматривает, что защита таких требований может осуществляться двумя способами:

1. Путем первоочередности платежей по заработной плате. Согласно статьям 5 и 8 Конвенции в случае неплатежеспособности предпринимателя требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, то есть таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов. При этом национальное законодательство обязано предоставить требованиям трудящихся более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований и, в частности, с требованиями государства и системы социального обеспечения.

2. Если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности, удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предпринимателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений.

Конвенция МОТ № 173 вступила в силу 08.06.1995 г., однако Россия к Конвенции не присоединилась. Непрекращающийся поток индивидуальных и коллективных жалоб на нарушения прав человека в процессе банкротства свидетельствует о необходимости приведения законодательства о банкротстве в соответствие с требованиями международных стандартов.

Но на взгляд Комиссии по правам человека, и при действующем законодательстве можно бы значительно изменить ситуацию, если бы за действиями конкурсных управляющих осуществлялся контроль.

Вызывает сожаление, что требование о приоритетности соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и государственных служащих, сформулированное в Указе Президента Российской Федерации “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих” от 12 августа 2002 года, так и не стало пока руководством к действию. Не проблемы экономики, а безразличие и равнодушие должностных лиц, ответственных за судьбу коллектива и предприятия, - основная причина происшедшего.

Нельзя здесь обойти и вопрос безработицы. В мае 2006 г. в экономике Республики Бурятия было занято 393 тыс. человек или 87,2% экономически активного населения. Только по официальным данным, не имели работы 58 тыс. человек, уровень общей безработицы составил 12,8%.

 В сложившихся реалиях снижение реальных денежных доходов населения вызывает снижение  потребительского спроса, что в целом, возможно, приведет к значительным ограничениям развития экономики и, соответственно, сложности реализации трудовых прав граждан республики.

 

ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ СТАРОСТЬ ЕЩЕ НАДО ДОКАЗАТЬ

Ни для кого не секрет, что пенсионеры в России являются наименее обеспеченной и наиболее социально ущемленной категорией граждан.

В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размеров пенсий, однако уровень пенсионного обеспечения сегодня не может быть признан удовлетворительным. Это не согласуется со ст. 7 Конституции, и положениями международно-правовых актов (ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека), требующими создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Проводимая пенсионная реформа не привела к заметному повышению уровня жизни российских пенсионеров, а номинальный рост пенсий во многом сводится на нет ростом цен и тарифов на услуги ЖКХ, о чем свидетельствуют обращения в адрес Комиссии по правам человека при Президенте Республики Бурятия с жалобами на низкий размер пенсии, либо с просьбой о содействии в проверке правильности ее начисления (вх. 159, 227, 265, 270, 379 и др.).

Пенсионное законодательство, действующее с 1 января 2002 года, предполагает, что пенсия разделена на три части: базовая, страховая, накопительная. При этом страховая часть пенсии рассчитывается только за то время, когда работодатель платил деньги за работника в Пенсионный фонд.

К настоящему времени обозначилась острота проблемы формирования страховой части пенсий.

Во многом ситуация, когда люди, оформляющие пенсию, обнаруживают, что остались у разбитого корыта, предопределена отсутствием системы действенного контроля за перечислением страховых взносов работодателем в пенсионный фонд, ничтожностью ответственности работодателя за неперечисление страховых взносов, недостатками и противоречивостью пенсионного законодательства, бездействием государственных органов.

Так, согласно статье 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Непрекращающаяся волна банкротств и смены форм собственности организаций, ликвидация, реорганизация или просто прекращение производственной деятельности предприятий всех форм собственности привели к тому, что в республике трудно назвать даже небольшой населенный пункт, в котором бы не существовала проблема упорядочения и передачи на хранение документов по личному составу. Документы уничтожаются, что приводит к серьезным социальным последствиям: граждане не могут документально подтвердить факт своей служебной деятельности в той или иной организации, получить справки о заработной плате – это, в частности, ведет к проблемам с начислением пенсий и другим нарушениям гражданских прав.

В почте Комиссии по правам человека при Президенте Республики Бурятия немало писем, в которых люди просят помочь в поиске необходимого архивного документа.

За каждым таким обращением просматривается судьба многих десятков человек, люди не могут документально подтвердить свой заработок, стаж, работу в колхозе во время войны в детском возрасте (как, например, гр. Д., работавший в колхозе им. Сталина Бурят-Монгольской АССР – вх. 265), а значит, не могут реализовать свое право на социальное обеспечение.

При этом необходимо отметить, что минимальная пенсия не отвечает минимальным нормативам социальной защиты, которые рекомендует Международная организация труда для развивающихся стран: после 30 лет трудовой деятельности коэффициент замещения заработной платы пенсией должен быть не ниже 40-55 % согласно Конвенции МОТ № 102, 1952 г.

В государствах Европы, например, минимальная пенсия в соответствии с Европейской социальной хартией не должна быть менее 55% средней заработной платы по стране. В большинстве стран с развитой экономикой реальный коэффициент замещения достигает 65-75 % средней заработной платы, что в 2-3 раза выше величины прожиточного минимума. Указанную Конвенцию МОТ № 102 Россия не ратифицировала, в отличие от Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в статье 11 которого говорится о том, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, на непрерывное улучшение условий жизни, и государства-участники принимают надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Отсутствие надлежащего регулирования вопроса упорядочения и передачи на хранение документов по личному составу организаций всех форм собственности является легальным нарушением прав человека и унижением государством своих граждан.

Проблему сохранности документов по личному составу необходимо решать путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, которые в настоящее время носят рекомендательный характер.

Так, распоряжение Правительства России от 23.04.92 г. № 781-р рекомендовало органам исполнительной власти субъектов федерации “рассматривать в необходимых случаях вопросы создания архивов по личному составу”. Распоряжение Правительства России от 21.03.94 г. № 358-р рекомендовало учредителям вновь образующихся юридических лиц “включать в учредительные документы положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов по личному составу”. Отсутствие четких нормативов, закрепляющих ответственность за сохранность документов, наблюдается и в более поздних правовых актах, в частности в ФЗ от 26.10.02 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. В соответствии со ст.129 Закона конкурсный управляющий в процессе ликвидации организации “вправе… передать на хранение документы должника”.

Ни на федеральном, ни на республиканском уровне не существует нормативно-правовых актов, обязывающих осуществлять исключение юридического лица из государственного реестра только после передачи на государственное (муниципальное) хранение документов по личному составу, что также не улучшает ситуацию с сохранностью документов. Этот вопрос также требует скорейшего решения законодателей.

 

БОРЬБА ЗА КРЫШУ НАД ГОЛОВОЙ

Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст. 25) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. (ст. 11) содержат нормы, по которым каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Право на жилище означает гарантированную возможность каждого удовлетворить свои жилищные потребности (получить новое жилое помещение, улучшить жилищные условия и т.п.). Конституционное право на жилище можно выразить в трех значениях:

а) как право на удовлетворение потребности в жилье;

б) как право на занятие жилого помещения;

в) как право пользования определенным жилым помещением.

Вопросы права на жилье остро стояли в течение всего отчетного периода. В Комиссию поступило 30 обращений (за прошедший год полностью было всего 18) с просьбой о помощи в разъяснении либо применении жилищного законодательства РФ. Трудности, связанные с этим, объясняются не только постоянно меняющимися нормами данной отрасли права, но и кризисной, неудовлетворительной ситуацией с объемом жилищного фонда в республике, несмотря на растущие темпы строительства жилья. При всем желании обеспечить жильем всех нуждающихся не представляется возможным.

Тем не менее, в ряде случаев содействие Комиссии по правам человека в этом вопросе является успешным. Хотелось бы в этом плане поблагодарить членов Комиссии, проявивших инициативу и настойчивость в реализации жилищных прав наших граждан.

Так, в феврале 2006 года (02.03.06 вх. №222) в Комиссию обратились супруги Б., участники Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, с просьбой о помощи в получении социального жилья в Доме ветеранов. В результате стечения тяжелых жизненных обстоятельств  ветераны остались без жилья и средств на его приобретение. На процедуру постановки на учет в государственных органах и разрешение вопроса ушло более пяти лет. И лишь после вмешательства Комиссии и лично члена Комиссии Л. К. Санхядовой удалось включить в список на получение жилого помещения в специализированном жилом доме под №17 или по выбору отдельную комнату в любом доме-интернате республики.

Также член Комиссии А.А. Маркакова для решения вопроса выделения жилья гр. Т., направленной  в нашу республику как молодой специалист еще в начале 70-х г.г., лично с заявительницей обошла кабинеты должностных лиц, в полномочиях которых находится восстановление нарушенных жилищных прав.

Благодаря такой же активной правозащитной деятельности К.П. Кондратюка удалось добиться выплаты материальной помощи в сумме 118 тыс. рублей погорельцам М. (вх. 269 от 06.04.2006 г.), выделенной Распоряжением Президента РБ, но по вине ряда структурных организаций и органов местного самоуправления не дошедшей до адресата.

Хотя Россия является социальным государством, но одним из наиболее распространенных нарушений жилищного законодательства является нарушение права на получение жилья социально незащищенными гражданами. Так, в Комиссию в первом полугодии обращались пенсионеры, длительное время стоящие на очереди по улучшению жилищных условий, опекуны по защите жилищных прав несовершеннолетних, ветераны войны, труда и тыла, инвалиды, родители погибших в РА сыновей.

По данным фактам председателем Комиссии направляются заключения о нарушении права в органы местного самоуправления. Чаще всего в получаемых ответах указывается, что данная категория расходов относится к обязательствам субъекта РФ и, в связи с недостаточностью финансирования, в настоящее время ситуация не может быть положительно разрешена.

Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов тем лицам, которые, в силу ограниченных возможностей, не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем. Конституция РФ содержит такой подход к решению жилищных потребностей, который предполагает активные действия граждан по строительству или приобретению жилья. Однако развитие такого гражданско-правового института, как ипотечное кредитование, идет слишком медленно. При этом условия кредитования для большинства граждан остаются неприемлемыми. Кроме того, при заключении договоров о долевом участии в строительстве граждане, к сожалению, не всегда могут быть уверены в получении жилья.

Так, на сегодняшний день по запросу Комиссии возбуждено уголовное дело в отношении руководителей кооператива «Гранит» (с мая 2005 г. – ПИК), от деятельности которого пострадали жители г. Улан-Удэ (7 семей).

Значительные изменения в жилищной сфере произошли после вступления в силу в марте текущего года нового Жилищного кодекса, но, создается впечатление, что он в большей степени защищает права собственников жилых помещений, нежели нанимателей. Обозначенная проблема особенно остро стоит для жильцов общежитий при смене собственника, который (чаще всего это физическое лицо) устанавливает плату за пользование жилыми помещениями, исходя из своих «фактических» затрат, которые не по карману жильцам, поскольку их большая масса относится к категории малоимущих граждан. Критическая ситуация  граждан, проживающих в общежитии ТСМ «Ромашка» и др. наглядно продемонстрировала, что интересы бизнеса зачастую имеют приоритет над конституционными правами человека, что в правовом государстве совершенно недопустимо.

У многих граждан после 1 марта 2005 года появились существенные проблемы, связанные с приобретением и с оплатой жилья и коммунальных услуг, с приватизацией и др. Граждане регулярно обращаются в Комиссию за  консультациями по самым различным вопросам нового жилищного права (заключение договора социального найма, права и обязанности наймодателя жилого помещения, переоборудование и перепланировка жилых помещений, предание общежитиям статуса жилого дома и др.).

Часто поступают вопросы в Комиссию от граждан, проживающих в общежитиях, по вопросам, касающихся начисления тарифов за коммунальные услуги, неудовлетворительного санитарно-технического состояния жилых помещений.

Не меньшую озабоченность вызывают жалобы граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что
в большинстве случаев возможности муниципальных органов власти в части предоставления жилья маневренного фонда достаточно ограничены.

На приемах граждан, проведенных в Баргузинском и Северобайкальском районах, в большинстве своем прозвучали подобные вопросы, на которые  членами Комиссии Д.Б. Башкеевой и Б.Н. Дандарон были даны консультации. По решению некоторых вопросов идет работа. Так, по заявлению гр. Р. (пос. Баргузин) Д.Б. Башкеева выступила с ходатайством в реском профсоюзов народного образования и в комитет по социальной политике Народного Хурала РБ о включении должности школьного библиотекаря в перечень работающих в сельской местности специалистов, имеющих льготы по оплате коммунальных услуг.

Взаимодействие КПЧ с Министерством труда и социального развития РБ (зам. министра Л.К. Санхядова – член КПЧ), Комитетом социальной защиты населения по г. Улан-Удэ МТиСР РБ (руководитель Л.А. Качин – член КПЧ), Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РБ (Л.Б. Кочетова – член КПЧ), Администрацией города Улан-Удэ (Е.П. Степанова – советник мэра по правовым вопросам – член КПЧ) позволяет более оперативно решать вопросы социального блока – по субсидиям на ЖКУ, льготам ЖКУ, адресной социальной помощи и др., что позволило в отчетном периоде значительно улучшить ситуацию по сравнению с прошлым годом.

На проведенных 24.04.2006 г. республиканских общественных слушаниях «О ходе реформирования ЖКХ РБ на современном этапе» члены КПЧ Д.Б. Башкеева, И.А. Ананов, С.М. Манзанова выступили с критическим анализом последствий реформы ЖКХ для населения и внесли свои конкретные рекомендации и предложения.

Острой проблемой в республике остается отсутствие финансирования на строительство жилья для малоимущих, а также других граждан, которые в соответствии с жилищным и иным федеральным законодательством (например: ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») имеют право на улучшение своих жилищных условий за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Обращаются в Комиссию граждане по поводу правомерности строительства новых объектов, расположенных непосредственно вблизи их жилья. Так, в первом квартале в Комиссию поступила коллективная жалоба о нарушении законных прав на благоприятные условия жизнедеятельности жителей домов по ул. Фрунзе и Борсоева, во втором – ул. Цыбикова, 4 и Терешковой, 34.

Принимая во внимание актуальность вопроса реализации жилищных прав граждан, хотелось бы еще раз обратить внимание глав муниципальных образований и местных администраций на прозрачность очереди на улучшение жилищных условий. Органы местного самоуправления призваны служить для удовлетворения необходимых жизненных потребностей жителей муниципального образования, в том числе, по вопросу обеспечения жильем, и для этой цели органы наделяются необходимыми властными полномочиями.

 

НАШ АДРЕС – СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Свобода передвижения и выбор места жительства рассматриваются в международном праве как одно из фундаментальных прав человека. Статья 13 Всеобщей декларации прав человека гласит: “Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства” и “Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну”.

В Российской Федерации для того, чтобы реализовать эти права людям приходится преодолеть немало преград. Даже передвигаясь внутри страны, выезжая в гости или в отпуск, самые законопослушные граждане порой невольно нарушают закон, поскольку регистрация по месту пребывания связана с большими сложностями и потерей времени. Иностранные же граждане, приехавшие в Россию на работу, и переселенцы из стран СНГ часто просто не в состоянии выполнить все требования российского законодательства. Предъявляя строгие требования к простым людям, представители власти сами порой забывают о своей прямой обязанности: служить человеку.

Много затруднений сегодня вызывает у людей сбор документов для получения разрешения на временное проживание в РФ. Переселенцы из стран СНГ, имеющие право на упрощенный порядок приобретения российского гражданства, тем не менее, в общем порядке должны оформить такое разрешение. К сожалению, никаких исключений для жителей бывшего СССР в правилах оформления нет. Наряду с выходцами из других государств они обязаны представить справки об отсутствии судимости и отсутствии опасных заболеваний, а также документ, подтверждающий наличие средств, позволяющих содержать себя и членов своей семьи на уровне прожиточного минимума. Это может быть справка о доходах, заработной плате либо справки из кредитного учреждения о наличии вклада. Учитывая тот факт, что люди, возвращающиеся в Россию из стран СНГ, не имеют больших средств и вынуждены за бесценок продавать свое имущество, эти справки становятся непреодолимым барьером, ведь за каждую приходится платить. Но дело не только в этом. Многие переселенцы просто не имеют возможности эти документы оформить, потому что не могут получить ответов на свои запросы.

Особенно сложно переселенцам получить справку об отсутствии судимости. Так, гражданка Туркмении Л., уроженка нашей республики, выехавшая оттуда с двумя несовершеннолетними детьми, не оформившая такую справку перед выездом на новое место жительства, отмечала, что получить ее, находясь на территории России, практически невозможно. Нередко переселенцы не могли оформить такую справку и перед выездом.

Сегодня получение практически любого документа с прежнего места жительства становится для людей неразрешимой проблемой.

К сожалению, далеко не все проблемы переселенцев сегодня удается легко разрешить, поскольку вызваны они не произволом отдельных должностных лиц, а несовершенством российского законодательства и могут быть решены лишь на федеральном уровне.

Поступают в Комиссию и жалобы на потерю пенсии при переселении в Россию. В начале 90-х годов Россией был заключен целый ряд соглашений со странами СНГ по данному вопросу. В соответствии с ними при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Соглашениями предусматривалось также, что пенсия будет назначена с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации. В связи с изменениями в российском законодательстве, многие пенсионеры не могли получить ни вид на жительство, ни гражданство более года. Обратившись за получением пенсии, они узнали, что потеряли пенсионные выплаты иногда более, чем за год.

Это отмечала в своем обращении гр. К. (вх. 308), переехавшая на родину с Украины. Пенсионный вопрос можно было бы разрешить, внеся изменения в соответствующее Соглашение государств СНГ.

Тревожной и даже опасной можно назвать ситуацию, в которой оказались люди, отбывающие наказание. Некоторые из них не могут быть отнесены в соответствии с действующим законодательством к гражданам Российской Федерации. Наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.

В результате большая часть лиц, не имеющих российского гражданства, освободившись из мест лишения свободы, может оседать на территории Российской Федерации, находясь практически в бесправном положении, без действительных документов, удостоверяющих личность, не имея возможности легально устроиться на работу. Для Республики Бурятия, на территории которой расположено большое количество исправительных учреждений, проблема адаптации таких лиц, определения их статуса имеет большое значение.

В крайне уязвимом и бесправном положении часто оказываются в России трудовые мигранты из стран СНГ. Существующая система регистрации и получения разрешения на право осуществления трудовой деятельности или разрешения на временное проживание (что дает право осуществлять трудовую деятельность) стали сегодня в России в целом, и в Республике Бурятия в частности, непреодолимым препятствием для иммигрантов. Стремясь снизить издержки производства, избежать уплаты налогов, многие работодатели предпочитают использовать труд иностранных граждан, не оформляя разрешения на право использования иностранной рабочей силы. Гонимые нуждой люди вынуждены соглашаться на самую тяжелую работу на любых условиях. В результате они лишаются всяких социальных гарантий, живут в крайне нелегких жизненных условиях, порой прямо по месту работы, рискуют вообще не получить платы за свой труд.

Несмотря на то, что Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Бурятия  проводятся проверки предприятий, выявить и устранить такие нарушения крайне сложно. Как правило, руководители предприятий просто избавляются от своих работников, так как трудовые договора с ними не заключают и не несут никакой ответственности за трудовые отношения.

Основываясь на том, что мигранты – особенно уязвимая категория людей, чье право на труд, равно как и другие права человека, постоянно нарушаются, что они подвергаются дискриминации и испытывают к себе враждебное отношение на почве ксенофобии, в декабре 1990 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция представляет собой всеобъемлющий международный договор, основанный на существующих соглашениях, имеющих обязательную юридическую силу, на исследованиях Организации Объединенных Наций в области прав человека, на выводах и рекомендациях совещаний экспертов.

Конвенция исходит из принципа соблюдения основных прав человека всех трудящихся-мигрантов, так как это будет препятствовать найму трудящихся-мигрантов и членов их семей, не имеющих постоянного статуса. Трудовым мигрантам, имеющим постоянный статус и осуществляющим свою деятельность на основе разрешения, предоставляются дополнительные права и гарантии.

Самое главное, из чего следует исходить, это то, что миграционная политика как в России в целом, так и в Республике Бурятия, в частности, должна быть не только научно обоснованной, но и превентивной, то есть нацеленной на предотвращение наиболее сложных и негативных проблем, связанных с масштабной миграцией. Важно понять, что миграция – объективное явление современного мира, имеющее свои плюсы и минусы. Ключевым принципом миграционной политики на любом уровне – от общегосударственного до местного – должна быть ориентация на максимальное использование выгод миграции и одновременно – на минимизацию порожденных ею отрицательных последствий.

Также в Комиссию поступают и ходатайства иного рода. Так, 15.03.2006 г. обратилась гражданка К. с просьбой оказать содействие ей выехать к месту захоронения дочери в дальнее зарубежье (вх. 185). По ее обращению Комиссией были направлены ходатайства в Аппарат Президента Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. Лукину, в Украине Н. Крапачевой, Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э. Памфиловой, Правительство Украины, членам Федерального Собрания РФ, и в том числе В.Б. Малкину, Международный Красный Крест и ряд международных правозащитных организаций. К большому огорчению, первоначально наши ходатайства не принесли положительного результата. Тем не менее, Комиссия продолжала искать спонсоров и оказывать содействие в оформлении загранпаспорта и визы. Буквально на прошлой неделе на наше ходатайство откликнулся депутат Государственной Думы РФ, Президент недавно созданной Международной Лиги защиты человеческого достоинства и безопасности Герой Советского Союза В.И. Варенников, обещавший не только материальную поддержку, но и всяческое иное содействие. Также из аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (исх. №ГК 130 21-31) поступил ответ, что они готовы - при условии изыскания средств для поездки - связаться с Посольством РФ для организации сопровождения  к месту захоронения. Комиссия теперь имеет основания надеяться, что поездка нашей заявительницы в августе 2006 г. состоится.

В заключение хотелось бы отметить, что для обеспечения прав и свобод человека необходима четко скоординированная система правовых механизмов и процедур их реализации и защиты. Особенно актуальной является проблема создания комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека на всей территории нашей республики. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, внесудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Необходимо признать, что в правозащитном сообществе сегодня нет единства, однозначности в понимании происходящих в стране процессов. Так, в Меморандуме Пермской гражданской палаты, одного из весьма авторитетных правозащитных центров России отмечается следующее. “Российское правозащитное сообщество переживает кадровый и финансовый кризис, остро нуждается в обновлении инструментария, а возможно и парадигмы. Правозащитники и их деятельность по-прежнему не укоренены в “широких слоях населения”, смысл “защиты прав человека” размыт в российском обществе и даже в среде самих правозащитников. Новые правозащитные организации почти не создаются, многие старые претерпевают застой, кризис или переходят в другую гражданскую нишу, часть - прекратили свое существование. Правозащитная деятельность отсутствует в российском информационном пространстве, по крайней мере, в объеме, значимом для продвижения темы или присутствует в замещенных формах. Правозащитное сообщество переживает кризис и во взаимоотношениях с государством: жесткая конфронтационная стратегия оказалась неэффективной в России, так как правозащитные организации не обладают достаточным общественным весом, чтобы выступать с позиции силы.

Для преодоления сложившихся негативных тенденций в правозащитном движении в республике необходимо активизировать деятельность созданного Координационного Совета НПО, призванного объединять усилия по защите прав граждан, и оказывать  всемерную поддержку неправительственным правозащитным организациям. Только такая консолидированная деятельность позволит усилить гарантии прав и свобод человека, на что ориентирует Федеральный закон РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке   рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

 

Э. Раднаева, заместитель председателя Комиссии по правам

человека при Президенте Республики Бурятия