Республика  Бурятия

 Глава РБ
 Народный Хурал
 Правительство
 Судебная власть
 Органы исполнительной власти
 Федеральные территориальные органы
 Органы местного самоуправления
 Избирательная комиссия

Избирательная  комиссия

 

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ |ВАКАНСИИ | ЗАКУПКИ

КОНКУРСЫ| КАРТА РАЗДЕЛА

   Главная ~ Избирательная комиссия
  
 
  
 Выборы 2018
 Выборы 2017
 Избирательная комиссия Республики Бурятия
 ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
 Новости комиссии
 Правовая база
 Обеспечение гарантий равенства
 Численность избирателей, участников референдума
 Правовая культура
 Обучение
 Аппарат
 Государственная служба
 Контрольно-ревизионная служба
 Региональный фрагмент ГАС "ВЫБОРЫ" Республики Бурятия
 Закупки
 Формирование избирательных округов
 Формирование избирательных участков
 Формирование комиссий
 Противодействие коррупционной деятельности
 Соглашения ИК РБ
 Информация для региональных отделений политических партий
 Раздел для молодежи
 Архив выборов
 Карта раздела
 Найди свой избирательный участок
 Библиотека
 Работа с обращениями граждан
 Информация для СМИ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 сентября 2008 г. №132/966-5

г. Москва

О Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года

Заслушав и обсудив сообщение члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.А. Крюкова, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

  1. Одобрить Концепцию развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года (прилагается).
  2. Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (А.Н. Адров), избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (М.А. Попов) руководствоваться Концепцией развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года при решении задач, связанных с развитием автоматизации деятельности избирательных комиссий всех уровней и их информационного обеспечения, оперативного информирования избирателей и общественности о ходе и итогах избирательных кампаний.
  3. Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (М.А. Попов) приступить в четвертом квартале 2008 года к реализации Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года.
  4. Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (М.А. Попов) мероприятия по реализации Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года указывать, начиная с 2009 года, в отдельном разделе проекта Плана основных мероприятий Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по использованию, эксплуатации и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечивающих систем на очередной год, представляемого на утверждение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
  5. Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (А.Н. Адров) обеспечить участие работников Аппарата в разработке требований к Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» и ее составным частям, в приемочных и иных испытаниях в ходе реализации Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года.
  6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
    В.А. Крюкова.
  7. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

 

 

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации                                   В.Е. Чуров

 

 

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации                                   Н.Е. Конкин

 

 

 

ОДОБРЕНА
постановлением Центральной избирательной
комиссии 
Российской Федерации
от 25 сентября 2008 г. № 132/966-5

Концепция
развития Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации «Выборы»
до 2012 года

1. Введение.

1.1. Настоящая Концепция развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года (далее – Концепция) определяет цели, направления, задачи, принципы и основные этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее – ГАС «Выборы») до 2012 года.

1.2. Правовую основу развития ГАС «Выборы» до 2012 года составляют положения Конституции Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме, Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации федеральных государственных органов, а также нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы».

1.3. Концепция разработана во исполнение пункта 3.1.2 Плана основных мероприятий Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по использованию, эксплуатации и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечивающих систем на 2008 год, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 декабря 2007 года № 83/665-5.

1.4. Концепция представляет собой официально принятую в ЦИК России совокупность взглядов на развитие ГАС «Выборы» до 2012 года, а также на организацию всестороннего обеспечения этого развития.

1.5. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по развитию ГАС «Выборы», а также разработки предложений по вопросам автоматизации деятельности избирательных комиссий Российской Федерации.

1.6. При разработке Концепции проанализирован и учтён опыт применения ГАС «Выборы» в избирательных кампаниях всех уровней
2003-2008 годов.

2. Общая характеристика современного состояния ГАС «Выборы».

2.1. ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на территории Российской Федерации с 1995 года. ГАС «Выборы» применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами ЦИК России.

2.2. Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» осуществляют ФЦИ при ЦИК России, информационные центры (далее - ИЦ) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ), а также другие организации, в том числе сервисные центры (далее – СЦ), признанные победителями конкурса, аукциона.

2.2.1. Численность работников ИЦ ИКСРФ, организующих и осуществляющих работы по эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе в территориальных избирательных комиссиях, составляет более 3000 человек

2.3. За время своего существования ГАС «Выборы» подвергалась модернизации в период 2002–2004 годов. Модернизированная и введенная в постоянную эксплуатацию в 2004 году ГАС «Выборы» имеет в своей иерархической структуре комплекс средств автоматизации (далее – КСА) ЦИК России, КСА ИКСРФ и КСА территориальных избирательных комиссий (далее -  ТИК).

В соответствии с Основными мероприятиями по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации  «Выборы» в 2005–2008 годах, утвержденными постановлением ЦИК России от 17 декабря 2004 года № 133/929-4:

разработано специальное программное обеспечение (далее – СПО) с учетом изменений федерального и регионального законодательств (Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.). Специальное программное обеспечение системы, включающее 23 функциональных комплекса (программных изделий), полностью соответствует законодательству Российской Федерации о выборах и референдуме и обеспечивает автоматизацию основных избирательных процессов;

расширены функциональные возможности подсистем;

усовершенствован процесс эксплуатации и сопровождения ГАС «Выборы».

2.4. На КСА ЦИК России в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Оптимизация и повышение эффективности использования серверов, активного сетевого оборудования локальной вычислительной сети КСА ЦИК России»:

проведена оптимизация использования сетевых ресурсов – серверов, активного сетевого оборудования, структурированной кабельной сети связи;

повышены скорость и надежность доступа пользователей к информационным ресурсам ГАС «Выборы»;

обеспечена возможность централизованного управления компонентами локальной вычислительной сети КСА ЦИК России;

повышена отказоустойчивость ГАС «Выборы» введением в состав КСА ЦИК России резервного кластера базы данных ГАС «Выборы»;

повышена надежность системы бесперебойного (гарантированного) электроснабжения КСА ЦИК России.

2.5. Для автоматизации процессов подсчёта голосов и составления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, начиная с 2003 года, на выборах всех уровней применяются комплексы обработки избирательных бюллетеней, а с октября 2006 года ? комплексы для электронного голосования.

2.6. Обмен информацией между КСА ЦИК России и всеми КСА избирательных комиссий осуществляется подсистемой связи и передачи данных ГАС «Выборы» (далее – ПСПД), являющейся мультисервисной телекоммуникационной средой и обеспечивающей надежность и оперативность передачи данных, а также обмен разного рода информацией: голосовой, факсимильной, видео.

Верхний уровень ПСПД построен на базе постоянно выделенных каналов связи. С 74 ИКСРФ связь осуществляется по выделенным высокоскоростным (512 Кбит/с) цифровым каналам. В девяти ИКСРФ установлены земные станции спутниковой связи. Пропускная способность спутниковых каналов – 64 Кбит/с.

В 23 региональных фрагментах ПСПД развернуты цифровые каналы связи. Нижний уровень ПСПД на цифровых каналах связи обеспечивает передачу данных, сообщений электронной почты, факсимильных сообщений и телефонную связь. Пропускная способность каналов – 64 Кбит/с на каждом направлении. В остальных субъектах Российской Федерации связь между ТИК и ИКСРФ осуществляется по телефонным сетям общего пользования.

2.7. Компьютерный парк ГАС «Выборы» насчитывает порядка 450 серверов и 7500 автоматизированных рабочих мест (далее – АРМ) На всех АРМ установлена операционная система (далее – ОС) Microsoft Windows 2000, на серверах КСА ЦИК России – ОС Microsoft Windows 2003 и Microsoft Windows 2000. На всех компьютерах, используемых в качестве серверов баз данных, установлена система управления базами данных (далее – СУБД) Oracle 9i/10g.

2.8. В 2005 году в составе КСА ЦИК России был выделен программно-технический комплекс «Регистр избирателей» (федеральная база персональных данных избирателей, участников референдума).

2.9. В 2007 году КСА ИКСРФ и КСА ТИК были оснащены средствами резервного копирования баз данных и инвентаризации программно-технических средств КСА.

2.10. В ГАС «Выборы» входят следующие подсистемы:

подсистема автоматизации избирательных процессов, предназначенная для поддержки деятельности избирательных комиссий всех уровней при подготовке и проведении избирательных кампаний, референдума;

подсистема Регистра избирателей, участников референдума, предназначенная для автоматизации регистрации (учета) избирателей, участников референдума;

информационно-справочная подсистема, предназначенная для пользовательского доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» на основе Web-технологии;

подсистема интернет-портал ЦИК России, предназначенная для оперативного представления информации о ходе выборов, референдума, предварительных и окончательных итогах голосования, а также освещения деятельности ЦИК России и ИКСРФ в сети Интернет;

подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий, предназначенная для осуществления контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, а также для автоматизации процесса подготовки и представления сведений о поступлении и расходовании средств и сводных финансовых отчетов политических партий, их зарегистрированных структурных подразделений и иных общественных объединений;

подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты программно-технических средств КСА ГАС «Выборы» от несанкционированного доступа, обеспечения безопасного межсетевого взаимодействия, антивирусной защиты, защиты от внешних вторжений;

ПСПД, предназначенная для передачи всех требуемых типов трафика между абонентами ГАС «Выборы»;

подсистема управления и контроля функционирования, предназначенная для управления сбором и обработкой информации о состоянии и функционировании компонентов ГАС «Выборы»;

подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания, предназначенная для поддержки процессов технического и сервисного обслуживания ГАС «Выборы»;

подсистема отображения информации коллективного пользования, предназначенная для представления на средствах визуализации большого формата информации о ходе выборов, референдума и подведения итогов голосования, а также при проведении сеансов видеоконференцсвязи и др.;

подсистема обучения кадров, предназначенная для подготовки и переподготовки специалистов и пользователей ГАС «Выборы», проведения их сертификации;

подсистема управления финансами, предназначенная для автоматизации бухгалтерского учета и планово-финансовой деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

подсистема документооборота, предназначенная для автоматизации делопроизводства и документооборота избирательных комиссий Российской Федерации;

подсистема хозяйственной деятельности, предназначенная для поддержки управления материально-техническим обеспечением, автотранспортного обслуживания, учета и контроля социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.

2.11. В состав ГАС «Выборы» входят:

КСА ЦИК России – 1 шт.;

КСА ИКСРФ – 83 шт.;

КСА ТИК – 2733 шт.;

комплект технических средств (далее – КТС) ПСПД транзитного узла коммутации  - 7 шт.;

КТС ПСПД регионального узла коммутации – 23 шт.;

КТС ПСПД узла связи г. Москвы М9 – 1 шт.;

КТС ПСПД узла связи г. Москвы М10 – 1 шт.;

программно-технический комплекс «Мобильный портал»;

комплексы обработки избирательных бюллетеней – 1100 шт.;

комплексы для электронного голосования – 5 шт.;

комплект программно-технических средств стенда Главного конструктора ГАС «Выборы» - 1 шт.;

КСА стендов сервисных центров ГАС «Выборы» - 12 шт.

2.12. Единая структура баз данных на КСА всех уровней, унифицированная программная платформа (Windows – Oracle), единый программный код функциональных задач, исполняемый на этой платформе, позволяют оперативно адаптировать СПО на всех 2820 КСА системы к изменениям законодательства о выборах, существенно упрощая эксплуатацию системы и обучение персонала. С использованием платформы Windows – Oracle успешно проведены все избирательные кампании, начиная с декабря 2003 года.

2.13. В подсистеме обеспечения безопасности информации ГАС «Выборы» реализованы следующие основные функции:

защита информации от несанкционированного доступа;

криптографическая защита информации при ее передаче по каналам связи;

безопасность взаимодействия КСА разных уровней путем использования межсетевого экранирования;

защита от несанкционированных вторжений с использованием системы обнаружения и предотвращения атак;

антивирусная защита.

2.14. Создана и эксплуатируется система дистанционного обучения системных администраторов и пользователей отдельных подсистем. В полном объеме возможности дистанционного обучения доступны для всех ИКСРФ и 738 ТИК, имеющих цифровые каналы связи. Для остальных ТИК дистанционное обучение проводится путём рассылки системным администраторам учебных материалов на различных носителях с последующей сдачей итоговых экзаменов на КСА ИКСРФ или методом анкетирования с использованием электронной почты.

2.15. Средства вычислительной техники обеспечивают требования подсистем ГАС «Выборы», а также требования со стороны программного и информационного обеспечения. Серверы, рабочие станции, активное сетевое оборудование, оборудование ПСПД и периферийное оборудование имеют современную архитектуру и высокие технические показатели.

3. Цели развития ГАС «Выборы».

Целями развития ГАС «Выборы» до 2012 года является улучшение характеристик системы и расширение её функций, а также повышение эффективности деятельности избирательных комиссий Российской Федерации и укрепление гарантий реализации избирательных прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме, повышения уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий в период проведения избирательных кампаний и в межвыборный период, а также расширение возможности доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» граждан Российской Федерации.

4. Основные направления и задачи развития ГАС «Выборы».

4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы использования ГАС «Выборы».

4.1.1. В период после принятия Концепции развития ГАС «Выборы» в 2004–2008 годах произошли значительные изменения в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдуме, в законодательстве о связи и информационных технологиях. Неоднократно принимались поправки к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», приняты федеральные законы от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», и др. Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендации о юридических, оперативных и технических стандартах электронного голосования R (2004) 11. Реализация требований изменившейся нормативно-правовой базы требует принятия комплекса мер правового, технологического и организационного характера, при этом выполнение ряда положений законодательства (например, оснащение комплексами средств автоматизации избирательных комиссий ряда муниципальных образований с учетом возможности ведения муниципального фрагмента регистра избирателей, участников референдума) влечет необходимость корректировки нормативных правовых актов разных уровней.

4.1.2. Исследование правовых аспектов дистанционного голосования в отдаленных или труднодоступных местностях Российской Федерации и за её пределами с учетом применения в ГАС «Выборы» новых, прогрессивных информационных технологий в избирательном процессе (голосование через Интернет, по мобильному телефону, с использованием «мобильного терминала избирателя»).

4.1.3. Разработка нормативных актов, регулирующих юридически значимый электронный документооборот в системе избирательных комиссий Российской Федерации.

4.1.4. Исследование правовых аспектов сопряжения ГАС «Выборы» с другими информационными системами, в том числе в целях организации юридически значимого документооборота с государственными органами и организациями.

4.2. Совершенствование структуры ГАС «Выборы».

4.2.1. Выделение четырех функциональных контуров, работающих в единой вычислительной среде:

«Избирательные кампании»;

«Повседневная деятельность»;

«Общественно-информационный»;

«Регистр избирателей».

4.2.1.1. В составе КСА ЦИК и КСА ИКСРФ выделить следующие функциональные контуры.

Контур «Избирательные кампании», обеспечивающий автоматизацию избирательных процессов на всех этапах избирательной кампании (кампании референдума) с момента её объявления до её завершения. Информация, непосредственно относящаяся к избирательным кампаниям, включая персональные данные участников избирательного процесса, депутатов, избранных должностных лиц, должна циркулировать в этом контуре. Объем информации и порядок (регламент) ее представления определяются решениями ЦИК России.

Контур «Повседневная деятельность», обеспечивающий автоматизацию процессов повседневной деятельности ЦИК России, непосредственно не связанных с проведением избирательной кампании. В этом контуре должна циркулировать как открытая, так и служебная информация с установленным регламентом доступа. Контур должен представлять собой корпоративный информационный портал на основе применения технологии интранет. В этом контуре пользователям должен предоставляться доступ к:

информационно-справочной подсистеме ГАС «Выборы»;

подсистеме документооборота;

электронной почте ГАС «Выборы»;

базам с правовой информацией;

программному изделию «Кадры» (офисная часть) подсистемы автоматизации избирательных процессов;

подсистеме автоматизации контроля финансирования политических партий.

В контуре «Повседневная деятельность» на АРМ пользователей устанавливается общее программное обеспечение, необходимое для выполнения ими служебных обязанностей (офисные пакеты, программы издательской деятельности, для просмотра видеороликов, просмотра и редактирования проектной документации, переводчики и т.п.).

В системе электронного документооборота ЦИК России реализовать технологию поточного сканирования регистрируемых документов с использованием штрих-кодов.

«Общественно-информационный» контур, обеспечивающий автоматизацию процессов подготовки и опубликования (обнародования) информации (в том числе через информационные центры, функционирующие в единый день голосования) о деятельности избирательных комиссий Российской Федерации, результатах выборов, референдума и иной информации, а также доступ к этой информации извне через Интернет, мобильную связь, другие системы и средства связи общего пользования.

«Общественно-информационный» контур должен обеспечивать гласность, достоверность, оперативность и полноту информации о выборах и референдуме, повышение уровня информированности общества о деятельности избирательных комиссии, интерактивное взаимодействие с гражданами Российской Федерации, обратную связь с ними через сайт ЦИК России и обработку поступающих обращений, повышение эффективности обучения специалистов и пользователей ГАС "Выборы", а также организаторов выборов на основе применения инновационных методик и технологий с максимальным использованием в этих целях ресурсов информационно-технологической инфраструктуры ГАС "Выборы" и современных мультимедийных технологий.

4.2.1.2. В составе КСА ЦИК России, КСА ИКСРФ и КСА ТИК выделить функциональный контур «Регистр избирателей» и обеспечить развитие информационно-технологического обеспечения деятельности избирательных комиссий по составлению и уточнению списков избирателей, участников референдума.

4.2.1.2.1. Автоматизировать передачу сведений о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту пребывания в участковую избирательную комиссию (далее – УИК), комиссию референдума по месту жительства через КСА соответствующих ТИК.

Исследовать возможность ежедневного (еженедельного) обновления баз данных Регистра избирателей, участников референдума и его региональных фрагментов с использованием ПСПД ГАС «Выборы».

4.2.1.2.2. Исследовать возможность реализации доступа граждан Российской Федерации через сеть Интернет к персональным данным о себе, обрабатываемым в ГАС «Выборы», а также сведениям об избирательных участках, в том числе тех, где они включены в списки избирателей, участников референдума.

Исследовать пути обеспечения информационной совместимости подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» с информационными системами органов регистрационного учета населения, участвующих в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.

4.2.2. Исследование возможности автоматизации деятельности УИК в день голосования и ее практической реализации.

4.2.3. Исследование технических возможностей дистанционного голосования и осуществления контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе на основе использования российских спутниковых систем связи и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС для отдаленных или труднодоступных местностей Российской Федерации и за её пределами.

4.3. Повышение надёжности ГАС «Выборы».

4.3.1. Реализация перехода на перспективные операционные системы и системы управления базами данными.

4.3.1.1. Осуществить выбор перспективных операционных систем и системы управления базами данными для использования в КСА ГАС «Выборы».

4.3.1.2. Адаптировать СПО ГАС «Выборы» к работе в среде перспективных ОС и СУБД.

4.3.1.3. Обеспечить реализацию в СПО ГАС «Выборы» рекомендаций пользователей, полученных по результатам проведения избирательных кампаний и использования ГАС «Выборы» в повседневной деятельности избирательных комиссий.

4.3.1.4. Обеспечить реализацию в СПО ГАС «Выборы» изменений федерального законодательства о выборах и референдумах, иных федеральных законов, нормативных правовых актов ЦИК России.

4.3.1.5. Разработать единые системные требования к интерфейсу СПО ГАС «Выборы».

4.3.1.6. Оборудовать основную площадку провайдера интернет-портала ГАС «Выборы» в здании ЦИК России и развернуть 1?2 резервные площадки провайдера вне здания ЦИК России.

4.3.2. Замена технических средств КСА и телекоммуникационного оборудования с истекшими сроками эксплуатации. В 2009?2010 годах предстоит провести замену около 60 000 единиц технических средств, входящих в состав КСА ЦИК России, КСА ИКСРФ и КСА ТИК.

4.3.2.1. При замене технических средств КСА и телекоммуникационного оборудования необходимо обеспечить проведение технической проверки (экспертной оценки, испытаний) новых типов средств на совместимость с программной платформой ГАС «Выборы», с техническими и программными средствами обеспечения информационной безопасности перед их поставками на КСА. Обеспечить унификацию технических средств, поставляемых для замены. Работы по замене технических средств должны проводиться с учетом обеспечения гарантированной непрерывности функционирования КСА при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней.

4.3.2.2. Провести модернизацию узлов связи ПСПД ГАС «Выборы», включая транзитные узлы коммутации и оборудование ПСПД на узлах доступа региональных операторов связи.

4.3.2.3. В системе мониторинга и управления ПСПД произвести замену аппаратной части и программного обеспечения сервера управления и мониторинга на современный аппаратно-программный комплекс.

4.3.2.4. Произвести обновление аппаратной платформы серверов электронной почты ГАС «Выборы» на КСА ЦИК России, ИКСРФ, ТИК. В составе электронной почты ГАС «Выборы» выделить отдельный сегмент для обеспечения электронного документооборота между ЦИК России и ИКСРФ с целью исключения влияния внутренней переписки на процесс информационного обмена, непосредственно связанного с подготовкой и проведением выборов, референдума.

4.3.3. Увеличение количества фрагментов ГАС «Выборы» с цифровыми каналами связи «ИКСРФ-ТИК»

4.3.3.1. Продолжить развертывание в региональных фрагментах ПСПД ГАС «Выборы» цифровых каналов связи, имея целью в перспективе полный отказ от использования коммутируемых каналов для передачи данных ГАС «Выборы».

4.3.4. Оснащение ТИК, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, спутниковыми средствами связи

4.3.4.1. Исследовать возможность использования спутниковых систем связи типа «Гонец» для передачи данных из участковых избирательных комиссий и ТИК, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, с последующим вводом этих данных в ГАС «Выборы».

4.3.5. Разработка программно-технических методик, регламентов и средств оперативного контроля функционирования системы и поддержки принятия управленческих решений

4.3.5.1. Создать на КСА ЦИК России программно-технический комплекс оперативного сбора, анализа и представления статистических данных о техническом состоянии, критичных проблемах функционирования, показателях надежности и готовности ГАС «Выборы» к использованию по назначению с целью сокращения времени выработки и принятия оперативных решений на всех уровнях управления, предупреждения возникновения возможных отказов.

4.3.5.2. Определить состав параметров и показателей функционирования ГАС «Выборы». Разработать комплекс моделей функционирования ГАС «Выборы».

4.4. Совершенствование информационной безопасности

Внедрение средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) для использования в электронном документообороте подсистем ГАС «Выборы».

4.4.2. Уточнение моделей угроз и нарушителя и проведение соответствующих мероприятий.

4.4.3. Совершенствование криптозащиты.

4.4.4. Повышение защищенности интернет-комплекса.

4.4.5. Совершенствование антивирусной защиты.

4.4.6. Совершенствование безопасности сетевого взаимодействия и контроля безопасности информации.

5. Принципы реализации Концепции.

5.1. Преемственность развития системы.

Сохранение основных принципов построения системы, максимальное сохранение функциональных возможностей ранее разработанного программного обеспечения и сформированных информационных ресурсов.

5.2. Учет изменений внешних условий.

При развитии ГАС «Выборы» должна предусматриваться возможность адаптации системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе изменениям законодательства, информационных и аналитических потребностей пользователей.

5.3. Управление рисками.

Учет рисков – это проведение постоянного анализа рисков и последующее планирование мероприятий по уменьшению и исключению их влияния на реализацию проекта. При проектировании системы должны быть предусмотрены определенные резервы по учету возможных рисков, в том числе по следующим направлениям:

финансирование (финансовый риск);

увеличение сроков внедрения (временной риск);

нереализуемость (техническая, экономическая и др.).

С целью снижения степени риска при реализации проектов развития должна проводиться отработка основных проектных решений на стенде Главного конструктора системы и в опытных зонах. При получении положительных результатов, проектные решения реализуются в масштабе всей системы.

5.4. Принцип сохранения инвестиций.

Принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов системы должно осуществляться с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств. При развитии системы необходимо учитывать:

апробированность в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств;

надежность организаций-разработчиков, организаций-поставщиков и других организаций, привлекаемых для проведения работ по развитию системы;

уровень стандартизации, массовость производства и уровень технической поддержки выбираемых программно-технических решений.

5.5. Стандартизация и унификация.

При развитии ГАС «Выборы» должны быть применены типовые проектные решения для всех видов обеспечения для каждого уровня КСА с обязательным учетом существующих комплексов и адаптацией к местным условиям.

Развитие системы и ее компонентов осуществляется в соответствии с действующими российскими и международными стандартами на основе профилей системы и должно обеспечиваться комплексом мероприятий по сертификации. При необходимости уточнения профилей системы должны выбираться и использоваться апробированные регламенты и стандарты, а также разрабатываться ведомственные стандарты ЦИК России.

5.6. Согласованность решений.

Проектные решения, реализующие требования технического задания на развитие ГАС «Выборы, должны быть взаимоувязаны и внедряться с учётом готовности нормативно-правовой базы, пользователей, подразделений (служб) управления и эксплуатации.

5.7. Масштабируемость принимаемых и разрабатываемых решений в ходе реализации Концепции в иерархической системе построения ГАС «Выборы».

5.8. Контроль реализации проекта.

На всех этапах реализации Концепции ФЦИ при ЦИК России обязан осуществлять контроль соответствия результатов работ техническому заданию на развитие ГАС «Выборы», а также проводить проверку проектных решений на полноту, техническую и финансовую реализуемость.

Находящиеся в эксплуатации компоненты ГАС «Выборы» необходимо регулярно подвергать контролю использования. При этом проверке подлежат финансовые затраты на эксплуатацию, а также получаемый эффект от реализации внедряемых проектных решений. Результаты контроля использования учитываются при планировании мероприятий развития ГАС «Выборы», при принятии решений о снятии с эксплуатации и выполнении новых разработок.

Контроль за реализацией проекта осуществляется силами специалистов Аппарата ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России.

6. Реализация Концепции.

6.1. Основные этапы реализации Концепции.

6.1.1. Первый этап – 2008–2009 годы:

разработка, согласование и утверждение технического задания на развитие ГАС «Выборы» и частных технических заданий на развитие составных частей ГАС «Выборы»;

разработка технического и рабочего проектов.

6.1.2. Второй этап ? 2010 год:

отработка проектных решений на стенде Главного конструктора ГАС «Выборы», автономные и комплексные испытания;

создание опытной зоны, поставка, монтаж КСА, пуско-наладочные работы, обучение персонала;

предварительные испытания в опытной зоне;

полномасштабное внедрение КСА, обучение персонала.

6.1.3. Третий этап - до 15 августа 2011 года:

завершение полномасштабного внедрения КСА;

государственные (приемочные) испытания в объеме общероссийской тренировки по подготовке и проведению совмещенных выборов федерального, регионального и местного уровней.

6.2. Механизмы реализации Концепции.

6.2.1. Вопросы развития ГАС «Выборы» решаются в рамках мероприятий, проводимых ЦИК России в пределах выделенных на эти цели средств.

6.2.2. Основными механизмами реализации Концепции являются утверждённые постановлениями ЦИК России планы основных мероприятий ФЦИ при ЦИК России по развитию ГАС «Выборы» (далее – планы развития).

6.2.3. Выбор исполнителей мероприятий планов развития осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6.3. Управление развитием ГАС «Выборы».

6.3.1. Государственным заказчиком ГАС «Выборы», определяющим требования к её развитию, является ЦИК России.

6.3.2. ФЦИ при ЦИК России осуществляет полномочия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для развития ГАС «Выборы».

6.3.3. Координация деятельности участников реализации основных мероприятий по развитию ГАС «Выборы» до 2012 года осуществляется  Межведомственной комиссией.

6.3.4. Управление проектами, реализуемыми по планам развития, осуществляется ФЦИ при ЦИК России.

6.4. Финансирование развития ГАС «Выборы» до 2012 года.

Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для развития ГАС «Выборы» осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ФЦИ при ЦИК России Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств контролирует использование бюджетных средств, направленных на реализацию Плана основных мероприятий по использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы». Для решения части задач развития региональных фрагментов системы возможно привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

7. Ожидаемые результаты от реализации  Концепции.

В результате реализации настоящей Концепции ожидается:

повышение степени информированности общества о деятельности избирательных комиссий;

повышение устойчивости функционирования КСА избирательных комиссий и ГАС «Выборы» в целом;

сокращение времени обработки и размещения в средствах массовой информации, включая Интернет, данных о ходе и предварительных итогах голосования на выборах (референдуме);

полномасштабное внедрение электронного документооборота в системе избирательных комиссий Российской Федерации, в том числе с использованием юридически значимых электронных документов;

повышение эффективности работы избирательных комиссий;

повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала по использованию информационных технологий;

удовлетворение потребностей избирательных комиссий в современных компьютерах, периферийном оборудовании, коммуникационном оборудовании, а также в лицензионном общем и специальном программном обеспечении.

 


  ГАС <Выборы>
  Избирательные
комиссии
  Выборы и
референдумы
  
  
  Нормативная база
   
Cсылки:
Сайт ЦИК России   
Сайт Избирательной комиссии города Улан-Удэ   
Блог Председателя Избирательной комиссии Республики Бурятия