Религия

ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ

Как в России, так и в Бурятии, религия всегда являлась неотъемлемой частью духовной жизни всех народов края, всех этнических групп. Религия оказывала решающее влияние на все стороны жизни общества, на традиции, обычаи и обряды народов. Во времена социальных катаклизмов религия оставалась надеждой и опорой людей.

         Для того, чтобы лучше понимать настоящее, предугадать будущее, необходимо знать прошлое. Население, проживающее на территории Бурятии, испытало три большие волны пришествия религий. Ранее господствующим воззрением людей был шаманизм, то есть определенная система взглядов на связь природы и человека. Первоначальные следы буддизма датируются 441 годом нашей эры, это была находка буддийского бронзового походного алтаря, раскопаннаго археологами на Иволгинском гуннском городище под г. Улан-Удэ. Во времена Чингисхана и его потомков, в столице монгольского государства Каракоруме мирно сосуществовали православные, несторианские, католические и мусульманские храмы и священнослужители. Об этом сообщают русские летописи и Александр Невский, четырежды бывший в Каракоруме (в общей сложности, проживший здесь около 5 лет), и, возможно, бывавший и в Забайкалье, на летних дачах чингизидов в Кондуе и Хирхире. Кстати, 12 сентября 2005 года в Чите был освящен кафедральный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, считающегося покровителем и небесным заступником Забайкалья.

Второй этап пришествия религий относится к середине XVII столетия. В 1647 году русские казаки-землепроходцы, проникшие в междуречье Чикоя и Хилка, в ставке бурятского хана Турухай-табунана встретили войлочный буддийский дацан. С русскими казаками-землепроходцами в Забайкалье пришло и христианство в форме православия и старообрядчества. Все последующие года прошли под знаком борьбы христианства и буддизма с шаманизмом, а затем и между собою, пока буддизм не был признан в 1741 году царским правительством в качестве узаконенной религии для бурят. С 1756 года началась вторая волна переселения в Забайкалье старообрядцев, с религией которой царским правительством также велась борьба. До Октябрьской революции на территории Забайкалья, благодаря ссылке, каторге и миграции, появились иудейские, мусульманские, евангельско-христианские и католические религиозные общины и группы.

         После выхода Закона Российской империи от 17 апреля 1905 года «О свободе вероисповеданий» и строительством Транссибирской железной дороги на территории Забайкалья появились и религиозные общины баптистов, «Свидетелей Иеговы», мормонов, иоаннитов.

         До начала массовых репрессий, по данным на 1 января 1930 года на территории Республики Бурятия действовало 319 приходов и общин – буддийских 37, православных 210, старообрядческих 53, мусульманских 6, еврейских 7, христиан-баптистов 5, католических 1.

         После Великой Отечественной войны в Бурятии официально действовали 1 православный храм в г. Улан-Удэ и 1 буддийский дацан в местности Верхняя Иволга.

         За последние 15 лет произошли серьезные изменения в государственно-конфессиональных отношениях по сравнению с прошедшим советским периодом. После возвращения в 1990 г. религиозным объединениям статуса юридического лица Русская Православная Церковь, российская мусульманская умма, объединения буддистов, иудеев, протестантов и другие конфессии активно интегрируются в правовое поле Российской Федерации и занимают подобающее им место в российском обществе.

Начиная с 1990 г. в России был принят ряд нормативных актов, в духе толерантности и веротерпимости, регламентирующих, в той или иной степени деятельность религиозных объединений. Среди них, следует отметить базовый Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и заменивший их Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., поправки к налоговым законам и позднее к Налоговому кодексу, предоставляющие льготы религиозным объединениям при осуществлении ими культовой деятельности. Кроме того, ряд указов Президента России и Постановлений Правительства Российской Федерации были приняты в связи с необходимостью регламентации возвращения религиозным объединениям отобранного у них в советский период культового имущества.

С каждым годом увеличивается количество зарегистрированных в Федеральной регистрационной службе Российской Федерации религиозных объединений. За последние годы их численность возросла в несколько раз (в 1986 г. – 3 040, в 2001 г. – 20 215, на начало 2005 г. – около 30 000). Существует приблизительно столько же различных религиозных групп без государственной регистрации. На сегодняшний день на территории России действует более 60 конфессий, но самыми многочисленными являются Русская Православная Церковь (около 11 тысяч зарегистрированных религиозных объединений) и ислам (более 3 тысяч). Согласно социологическим данным, проведенным в западной части России, около 70 % россиян считают себя верующими людьми.

На 1 сентября 2007 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия зарегистрировано 190 религиозных объединений, из них православных 71, буддийских 51, протестантских 43, старообрядческих и древлеправославных 6, шаманских объединений 3 и по одному – католическому, мусульманскому, иудейскому, бахаи, кришнаитов.

Если же оценивать эти 190 религиозных объединений Бурятии с точки измерения мировых религий, то окажется, что к христианству у нас относится 132 объединения (70 %) – это и представители православия, католицизма, протестантизма и иных христианских вероучений. То есть, именно тех религий, которые донесли до ума и сердца людей десять заповедей Моисея и Нагорную проповедь Спасителя, внесли решающий вклад в создание современной цивилизации.

Многорелигиозен состав населения и наших соседей – Иркутской области. Там на 1 апреля 2005 года насчитывается 244 религиозных объединения, из них православных 88, старообрядцев 1, буддийских 13, мусульманских 7, католических 8, иудейских 4, баптистских 21, христиан веры евангельской 54, адвентистов 12, свидетелей Иеговы 23. Всего к христианству в Иркутской области относится 217 религиозных объединений, то есть 89 %.

В Республике Саха-Якутия насчитывается 107 религиозных объединений, из них православных 50, протестантских 40, мусульманских 3, 1 буддийская община и 13 инохристианских. Всего к христианству в Якутии относится 103 религиозных объединения, то есть 96 %.

Таким образом, за последние 15 лет в Восточной Сибири, как и во всей Российской Федерации произошли радикальные изменения – религия стала важным фактором общественной и государственной жизни. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее россиянам возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры.

Группа редакторов: Комитет по межнациональным отношениям, связям с общественными, религиозными объединениями и информации Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Дата последнего изменения: 24.04.08
Дата создания: 18.05.06