Историческая справка

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОССИИ

В 1911 году в России была создана система специальных детских судов, выделяющая дела о правонарушениях детей в отдельное судопроизводство. Суд осуществлял не только «принципиально допустимые и уместные» карательные воздействия, но и педагогическое, воспитательное воздействие по отношению к несовершеннолетним.
Впервые специальные Комиссии по делам детей, в отличие от судов по делам несовершеннолетних, бытующих в то время во многих странах, были созданы в начале XX века в Шотландии. Childrens Hearing до сих пор являются национальной гордостью шотландцев.
С первых дней установления советской власти главными факторами в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних были признаны воспитательная и предупредительная работа. В результате Декретом Совета Народных Комиссаров от 14 января 1918 г. при Наркомате просвещения и его местных органов были учреждены комиссии по делам несовершеннолетних. Заменив собой детский суд, Комиссия выступила уже в иной роли «своего рода педагогического совета».
Суть работы комиссии сводилась к обстоятельному изучению личности правонарушителя, выявлению причин и условий, побудивших его к асоциальному поступку, естественным последствием чего становилось осуществление тех или иных педагогических и врачебных мер.
Заседания были публичными, разрешалось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.
При установлении же невозможности применения к правонарушителю мер медико – педагогического характера дело передавалось в народный суд для привлечения несовершеннолетнего к ответственности на общих основаниях.
Комиссии создавались прежде всего для защиты прав несовершеннолетних и оказания им необходимой социальной помощи с целью предупреждения противоправного поведения. Достижение этих целей обеспечивалось благодаря участию в каждом деле наряду с юристом педагога – врача с соответствующей подготовкой к проведению специальной медико – педагогической экспертизы, гарантирующей правильность принимаемого в отношении того или иного подростка решения. В этом современники видели особую заслугу комиссий по сравнению с особыми детскими судами.
Тогда же были созданы центральные комиссии по делам несовершеннолетних для организации планомерной борьбы с правонарушениями и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Тем самым уже тогда определилась ее координирующая функция и роль в организации профилактической работы.
Постановлением СНК РСФСР от 11.07.31 года на комиссии была возложена задача борьбы с беспризорностью и охрана прав несовершеннолетних. Комиссии предоставлялось право помещать правонарушителей от 14 до 16 лет в трудовые дома несовершеннолетних.
В середине 30-х годов общая тенденция к усилению судебных репрессий и ужесточению карательных мер коснулась и политики в отношении детской преступности. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены. Вместо них были созданы отделы (секции) по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (прообраз инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел).
В годы Великой Отечественной войны были созданы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалось обязанность охраны прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности.
В 1958 году «Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик» повысили возраст, по достижению которого несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности, сузили сферу применения к ним уголовного указания, расширили круг применения мер общественного воздействия.
В связи с таким положением безусловно возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, применением к ним административного и воспитательного воздействия. Им стали Комиссии по делам несовершеннолетних, образованные в 1961 году, при Советах Министров союзных, автономных республик, при исполкомах местных Советов.
Положение о КДН было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 года, с изменениями и дополнениями 1977-1987 г.г. и продолжает действовать до сих пор.
Правовыми актами 1977 г. была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены контрольные функции. Комиссиям было предоставлено право привлекать к ответственности родителей за невыполнение обязанностей по обучению детей, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения, употребление наркотических веществ. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения договора и условное осуждение.
В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонарушениях была расширена компетенция КДН в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.
Руководство комиссиями было возложено на заместителей председателей и секретарей исполкомов Советов народных депутатов, а ныне на заместителей глав местных администраций, в системе которых функционируют современные комиссии (ч. 1 ст. 5 Положения о комиссиях). Но не имея специальной профессиональной подготовки для работы с несовершеннолетними, занимаясь помимо этой деятельности, ответственной работой в исполнительных органах, указанным лицам в силу своей занятости сложно осуществлять эффективное руководство комиссиями.
Поэтому основная нагрузка по организации их работы фактически ложится на ответственного секретаря. Он является на сегодня единственным освобожденным работником, штатная должность которого обязательная для всех комиссий по делам несовершеннолетних.
Комиссия работает с детьми и подростками, т.е. весьма специфической категорией правонарушителей. При этом она наделена государственно-властными полномочиями по привлечению их к административной  ответственности. Поэтому к ее кадрам должны предъявляться самые высокие требования, связанные со знанием как правовых вопросов ответственности несовершеннолетних, так и возрастной психологии отклоняющегося поведения.
Указ Президента России от 06.09.93 г. № 1338 закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних защиты их прав.
В то же время КДН выступает как промежуточный орган воздействия на несовершеннолетних между судебными и административными органами.
Районными КДН Бурятии рассматривается за год около 4 тысяч материалов с правонарушениях несовершеннолетних, переданных из правоохранительных органов. За каждым из них-дети, их родители, учителя, трудные судьбы, разные условия жизни, особые причины преступления, применение административных и воспитательных мер воздействия и дальнейший контроль за выполнением постановлений Комиссий.
Однако увеличение нагрузки, сложности и объема работы Комиссии при устаревшем подходе и недооценке их роли и значения в решении профилактических вопросов со стороны некоторых руководителей становится тормозом для активной работы Комиссии. По-прежнему всю организационную и техническую работу в большинстве КДН проводит один ответсекретарь из-за этого подчас вся работа райКДН сводится к подготовке и рассмотрению огромного количества персональных дел несовершеннолетних правонарушителе 

Группа редакторов: Комиссия по делам несовершеннолетних
Дата последнего изменения: 23.04.10
Дата создания: 23.04.10