Русские

Самым многочисленным народом Республики Бурятия составляющим около 75 % её населения являются русские. Проникновение русских в Забайкалье началось в XVII веке, когда казаками были основаны Баргузинский, Удинский, Селенгинский и другие остроги, ставшие опорными пунктами колонизации Забайкалья. Основную массу первой волны русских пришедших в Забайкалье, составляли казаки, которые до начала ХХ века являлись основной военной силой выполняющей административные функции и обеспечивающей охрану границы, совместно с местным населением. Для обеспечения служилых казаков продовольствием им стали выделяться пахотные земли, что дало толчок для развития в крае земледелия и появления крестьянских хозяйств.
Русские принесли в Забайкалье свою самобытную народную культуру, однако взаимодействие с местным населением: бурятами и эвенками, особые природные условия привели к появлению в русской культуре новых культурных элементов.
В XVIII веке остро стоял вопрос о создании надежной пограничной линии, охрана которой была возложена на казаков из числа русских, хоринских и селенгинских бурят и эвенков. В 1851 году было сформировано Забайкальское казачье войско в состав которого вошли пограничные русские полки, казаки Верхнеудинского округа, местные крестьяне, бурятские и тунгусские казаки осевшие на границы. Таким образом, было образовано казачье войско неоднородное по своему этническому составу, основную массу которого все-таки составляют русские.
Другой крупной субэтнической группой русского населения Бурятии и Забайкалья в целом являются семейские потомки старообрядцев, сосланных в Сибирь во второй половине XVIII века. Живут они по всей республике: компактно - в Тарбагатайском, Бичурском, Мухоршибирском, Заиграевском районах, дисперсно - на территории других районов и в городах. Семейские являются носителями уникального пласта русской культуры. Формирование его проходило при стечении таких условий и обстоятельств, которые в будущем не были повторены в этногенезе ни одной группы русского населения.
На новой территории проживания, за Байкалом, в иноэтническом, иноконфессиональном окружении вынужденные переселенцы не только не растеряли специфическую часть своей культуры, но и приумножили ее, сохранив для себя и своих потомков. Периодом расцвета семейской культуры считается вторая половина XIX века. В это время и светское, и религиозное направления достигли своего совершенства: непрерывно передавались от поколения к поколению культурные традиции, уклад жизни старообрядцев отличался своей специфичностью не только от жизнедеятельности местных жителей, но и во многом - от русских старожилов Забайкалья.
Неоднозначные изменения претерпела русская культура в Бурятии в годы советской власти. С одной стороны - был сделан значительный шаг в деле приобщения к светской культуре, к ценностям современной цивилизации, с другой - такое приобщение было связано с ослаблением связи с основами своей культурной традиции. В те годы было закрыты православные храмы, ликвидировано казачество как сословие, многие казаки покинули свою родину, в Забайкалье были уничтожены старообрядческие культовые сооружения: церкви, часовни, моленные дома. Из живой традиции почти полностью ушло ювелирное дело, роспись, ткачество; мастера резьбы по дереву растеряли свои знания и умения.
Сейчас в республике проводится большая работа по изучению и возрождению культуры семейских - старообрядцев, забайкальских казаков, и в целом русской культуры. Возрождаются православные и древлеправославные храмы, проводятся народные праздники, работают фольклорные и танцевальные коллективы, проводятся научные исследования по изучению русской культуры и т.д.

Группа редакторов: Комитет по межнациональным отношениям, связям с общественными, религиозными объединениями и информации Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Дата последнего изменения: 19.05.06
Дата создания: 19.05.06