БYХЭ БАРИЛДААН как национальное достояние

«Бурятская борьба подобна хождению по канату, где потеря равновесия грозит падением в пропасть. Нет разницы для души - упасть направо, в вечность, налево – в невечность, поэтому победитель должен несколько раз пройти по тонкому канату, ища возможность срединного пути». XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев

20.08.15

БУХЭ-БАРИЛДААН - так называется одно из немногих дошедших к нам из глубины веков в неизменном виде национальных единоборств, не имеющих себе равных по популяр¬ности. В бурятском фольклоре существует множество легенд, рассказывающих про ловких богатырей, обладавших невиданной физической силой, отражавших нападе¬ния врагов, злых духов, или состязавшихся на праздниках за право обладания невестой. Впо¬следствии эта борьба стала любимым видом спорта у многих народов, населяющих Сибирь. В советские годы борьба не была забыта, но ее значительно потеснила вольная борьба. В постсоветский период усилиями Хамбо ламы Дамбы Аюшеева бухэ барилдаан возродился вновь во всей своей красе и величии. Год от года увеличивается количество спортсменов, улучшается качество их выступлений. Бухэ барилдаан - это спорт не только физически силь¬ных, но и сильных духом мужчин. Именно в национальной борьбе проявляются сильные чер¬ты бурятского характера. Это зрелищные состязания с простыми и понятными правилами. Поединки приносят огромное удовольствие зрителям. Национальная борьба - это бренд бу¬рятского народа, слава ее давно перешагнула региональные и государственные границы. Бухэ барилдаан – не просто часть спортивной жизни этнической Бурятии. Это больше, чем спорт, это образ жизни. Современных баторов поддерживают меценаты, и они могут по¬святить свою жизнь профессиональной борьбе. «Каждый бурятский род хочет иметь сво¬его великого борца, тем самым утверждая себя, - говорит Хамбо лама Аюшеев. - Каждый бурятский мужчина хочет иметь сына, а если его нет, то он усыновляет. Но великого борца нельзя усыновить».

 

Хамбо лама о борьбе

Иерарх считает, что бу¬рятская национальная борь¬ба - это одна из опор нашего народа: «Особенность нашей борьбы заключается в том, что борец может использо¬вать только силу баатара и ясный ум для неуловимого приема, чтобы заставить со¬перника первым коснуться земли рукой или другими ча¬стями тела. Борец не может упасть дважды. Не случайно наши братья монголы гово¬рят, что бурятская борьба по¬добна хождению по канату, где потеря равновесия грозит падением в пропасть, и там нет разницы для души, упасть направо, в вечность, или нале¬во, в невечность. Победитель в борьбе должен несколько раз пройти по тонкому кана¬ту над пропастью. В буддизме это означает возможное на¬хождение срединного пути, а для души - ее неиссякаемость. Бодхисаттва Очирвани явля¬ется хозяином всех тайн. В этих тайнах находится сокро¬венное знание о человеческой жизни и окружающем мире. Хотелось бы открыть и взять эти знания на благо нашего народа. И поэтому мы поддер¬живаем бухэ барилдаан.

Вся наша жизнь состоит из элементарных повторов, мы открываем глаза, чтобы по¬том их закрыть, мы вдыхаем воздух, чтобы его выдохнуть. Борец, выходя на поле борь¬бы, должен просто вернуться назад, но, вопреки бестолко¬вым повторениям, победив, он прославляет свой род и тоонто нютаг. Великие бор¬цы переживают время своей жизни и борьбы на многие годы. Если борец не допу¬скает ошибок и старательно проводит приемы, это еще не гарантирует ему победы! Не надо ждать, когда ваш сопер¬ник сам упадет. Победа будет на стороне того, кто удивил своего соперника новым при-емом или буквально прыгнул выше себя!»

 

Национальное достояние

Бурятская национальная борьба бухэ барилдаан, как вид единоборств, пришел из глубины веков, когда по окон¬чании коллективной охоты на зверей, в ходе поединков выявлялись претенденты на лучшую часть добычи. Бухэ барилдаан не теряет своего значения и сейчас, а наоборот приобретает все большую по¬пулярность.

В романе «Жестокий век» Исая Калашникова есть стро¬ки о борьбе: «Но тут разом ударили барабаны, отовсюду понеслись крики:

- Борьба!

- Начинается борьба!

- Идите смотреть на бор¬цов-багатуров!..»

И далее идет красочное описание борьбы, которая практически в неизменном виде дошла до наших дней. Это и есть бурятская нацио¬нальная борьба бухэ барилда¬ан.

Нет народа, который не имел бы своего вида борьбы. У русских это самбо и «за во¬роток», у японцев сумо, у узбе¬ков «хуреш» и т.д. Бурятская национальная борьба бухэ барилдаан отличается про-стейшими правилами, поэто¬му дает базовую подготовку для всех видов борьбы, в том числе дзюдо и самбо. Массо¬вость - это залог наших побед и правильного воспитания молодежи.

Доступность борьбы дела¬ет ее массовым видом спорта. В то же время в настоящее время бухэ барилдаан - это шоу и серьезная экономика, отдых и искусство! Поэто¬му пользуется всенародной любовью. Именно поэтому турниры по бурятской нацио¬нальной борьбе могут войти в экскурсионные программы для туристов, как это проис¬ходит в Таиланде с тайским боксом – «муай таем».

Бухэ барилдаан - оптими¬стический вид спорта. В пер¬вую очередь - это философия открытости и доступности. Эта борьба постоянно растет, обновляется и подпитывает¬ся. Это не архив, не компиля-тивный сборник бросков и захватов, это живая материя. Наши борцы не теряются и в жизни. Нет таких спортсменов в нашем виде спорта, кто опу¬стился бы на дно. Это люди разноплановые, всесторонне развитые. Но самое главное в бухэ барилдаане - здоровый образ жизни, любовь к роди¬не, своим традициям и дружба между народами.

 

Из старины глубокой

С незапамятных времен буряты соревновались в муж¬ском троеборье «эрын гур¬бан наадан» - «три игры му¬жей»: национальной борьбе, стрельбе из лука и скачках. Сильнейшие мэргэны, баторы и хулэки становились геро¬ями, им посвящались песни и улигеры. Сначала состяза¬ния были наследием периода коллективной охоты на зве¬рей, а затем приобрели рели¬гиозно-обрядовый характер. Их проводили целым обще¬ством, торжественно, с наци¬ональными играми, танцами, борьбой борцов, стрельбой из лука, скачками и бегами рыса¬ков.

Когда-то было два вида борьбы, на земле и на лоша¬дях без седел с нагайками, и один из этих видов назывался «барилдаан». Именно тогда оформились канонические приемы - броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п., утвердился ритуал, усо¬вершенствовались правила соревнований, которые прак¬тически в неизменном виде дошли до наших дней. С рас¬пространением буддизма со-ревнования проводились по¬сле совершения обряда «обоо тахилга». 

Сначала на вершине горы ламы совершали торже¬ственный обряд богослуже¬ния, а затем у подножия горы начинался найр – праздник с состязаниями. В то время как народ угощался зеленым чаем с молоком, мясом, буузами, молочной пищей, кумысом и архи, выводили бегунцов – скакунов, как бы показы¬вая, представляя всем, какая лошадь кому принадлежит. После финиша в честь побе¬дившего коня исполняли сулу – хвалебную песнь. 

Александр Махачкеев, газета «Бурятия»