Обзор обращений

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности за 2016 г.

В соответствии с п.4. ст.13 Закона Республики Бурятия от 07.05.2014 № 520-V (ред. от 13.11.2014) «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия» Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия подведены итоги работы за 2016 год и проведен анализ обращений.

За  2016 год поступило 75 письменных и 39 устных обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия.

 

Количество обращений

Общее количество             письменных жалоб, зарегистрированных в ЕИС

Количество письменных жалоб, работа  по  которым  продолжается в 2017 г.

ИТОГО

в том числе жалоб

в том числе устных обращений

ВСЕГО

из них уголовных

из них административных

ВСЕГО

из них уголовных

из них административных

114

75

39

75

5

70

5

2

3

 

Обращения предпринимателей в 2016 г. включали следующие вопросы:

 

Предмет жалобы

Кол-во, ед.

%

Нарушения при проведении проверок

17

22%

Нарушения ОИВ при распоряжении имуществом, земельными участками

12

16%

Жалобы на действия\бездействия должностных лиц

11

14%

Жалобы в сфере НТО

6

8%

Уголовное преследование

5

7%

Нарушение при исполнении гос. и муниц. контрактов

5

7%

Предложения о внесении изменений в законодательство

5

7%

Жалобы на высокую налоговую нагрузку

3

4%

Кадастровая стоимость земельного участка

2

3%

Обращения за консультациями, разъяснениями

9

12%

Итого

75

100%

 


Количество обращений в разрезе муниципальных образований Республики Бурятия

Муниципальное Образование

Кол-во обращений

Городской округ «г.Улан-Удэ»       

34

МО «Иволгинский район»

4

МО «г.Северобайкальск»

4

МО «Кабанский район»

3

МО «Баунтовский район»

3

МО «Селенгинский район»

3

МО «Прибайкальский район»

3

МО «Заиграевский район»

2

МО «Закаменский район»

2

МО «Джидинский район»

2

МО «Хоринский район»

2

МО «Курумканский район»

2

МО «Тарбагатайский район»

2

МО «Еравнинский район»

1

МО «Баргузинский район»

1

МО «Муйский район»

1

МО «Северо-Байкальский район»

0

МО «Бичурский район»

0

МО «Окинский район»

0

МО «Кяхтинский район»

0

МО «Кижингинский район»

0

  МО вне региона

4

  Итого

75

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращения за первое полугодие 2016 г.

За шесть месяцев 2016г. в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия поступило 50 обращений, в том числе 30 письменных и 20 устных обращений. Кроме того работа по устному консультированию предпринимателей по различным вопросам предпринимательской деятельности велась в ходе выездных мероприятий Уполномоченного. По всем устным обращениям даны консультации правового характера с рекомендациями путей разрешения спорных ситуаций.

Кроме того 8 обращений перешли на текущий период с 2015г., из них 5 обращений, поступило в декабре 2015г., по 1-му обращению работа велась в судебных органах, остальные обращения находились на заключительной стадии рассмотрения.

Из анализа письменных обращений, направленных Уполномоченному можно сделать вывод о незначительном преобладании количества обращений, поступивших в интересах юридических лиц – 16 обращений, 12 обращений соответственно в интересах индивидуальных предпринимателей. Два обращения были поданы в интересах лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, но ранее имевших такой статус либо желающих его приобрести, в которых ставились вопросы, касающиеся последствий такой деятельности, одно обращение было признано анонимным.

2 обращения поступили на имя Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова и были направлены для рассмотрения по территориальной принадлежности.

Преобладающее большинство обращений – 18, или 60%, поступило от предпринимателей, занятых в сфере торговли и общественного питания, по 2 (6,7%) обращения - от предпринимателей, занятых в сфере лесной промышленности и в сфере услуг, ремонта и сервисного обслуживания, по одному (3,3%) обращению от предпринимателей, представляющих сферы: производство пищевых продуктов, электроэнергетика и автосервис.

Практически все обращения связаны с оспариванием действий органов исполнительной власти Республики Бурятия и территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти.

На действия органов исполнительной власти Республики Бурятия Уполномоченному поступило 3 обращения. В результате рассмотрения указанных жалоб одно обращение было отозвано заявителем по причине разрешения спорной ситуации. Оставшиеся два обращения содержали сведения о наличии признаков предъявления чрезмерных требований со стороны ГКУ ЦЗН Иволгинского района, а также Бурприроднадзора в отношении предпринимателей Иволгинского района. Уполномоченным даны разъяснения относительно полномочий указанных органов, правоприменительной практики и путях защиты своих прав.

В 9 обращениях содержались жалобы на действия органов местного самоуправления г.Улан-Уэ и муниципальных образований Республики Бурятия.

2 обращения связаны с вопросами земельных отношений, по одному из обращений заявителю было рекомендовано обратиться с исковым заявлением в суд, по второму - работа продолжается, рассматриваются перспективы судебного обжалования с участием Уполномоченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. 3 обращения касались предпринимателей, ведущих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов.

Так, в адрес Уполномоченного обратился директор ООО «М» по вопросу предъявления к нему требований со стороны районной администрации об освобождении земельного участка, превышающего площадь, установленную для размещения торгового павильона.

Уполномоченным проведена проверка по обращению ООО «М», в результате которой не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя. При этом следует отметить, что в судебной практике имеются случаи, когда собственники объектов, занимающих площадь, превышающую установленную договором, обязывались привести занимаемые объекты в соответствие с площадью, определенной в договоре.

2 обращения связаны с невключением торговых объектов предпринимателей в схему размещения НТО.

Учитывая позицию, что произвольный пересмотр схем размещения, невключение в них или исключение из них уже функционирующих объектов, приводит к сокращению и даже прекращению бизнеса хозяйствующих субъектов, что в свою очередь противоречит смыслу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ, согласно которой схема размещения – это инструмент систематизации размещения объектов, исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе, для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности, Уполномоченным направлены обращения в соответствующие органы. В результате действий Уполномоченного в схему включены все ранее установленные объекты, размещенные по договорам аренды земельных участков.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 36.36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, п. 1 ст. 13 Закона Республики Бурятия от 08.10.2012г. N 2956-IV «О регулировании торговой деятельности в Республике Бурятия», на сегодняшний день на территории Республики Бурятия, достаточным условием для размещения НТО является включение их в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Приказом Минпромторга РБ утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия.

1 обращение связано с неисполнением заказчиками обязательств по оплате товаров, работ и услуг, согласно условиям муниципального контракта. Несмотря на то, что Уполномоченным проведен весь комплекс мероприятий, направленный на защиту прав предпринимателя, направлены запросы во все уполномоченные органы власти, проведен анализ нормативно-правовой базы, в данной ситуации добиться положительного результата для заявителя не удалось, в связи с имеющимися пробелами в правовом регулировании.  2 обращения касаются деятельности ОМСУ по осуществлению муниципального контроля. Ответы по результатам рассмотрения других обращений носили консультационно-разъяснительный характер.

9 обращений поступили в адрес Уполномоченного относительно деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, два обращения предпринимателей - затрагивающих деятельность естественных монополий.

Из них 2 обращения относительно деятельности службы судебных приставов, по ним Уполномоченным проведена проверка фактов, изложенных в обращениях, анализ нормативно-правовой базы, проведены переговоры с руководством Управления ФССП России по Республике Бурятия, инициированы служебные проверки действий должностных лиц службы. Нарушений в их деятельности не выявлено. 2 обращения содержали жалобы на чрезмерное давление налоговых органов. По результатам рассмотрения указанных жалоб одному из заявителей было предложено сформировать конкретные предложения для совместного с Уполномоченным проведения переговоров с Управлением налоговой службы по Республике Бурятия по затрагиваемой в обращении проблематике. По другому обращению было предложено представить Уполномоченному акт проверки налогового органа, а также документы, подтверждающие доводы, изложенные в обращении, после чего работа по обращению будет продолжена.

Точка зрения Уполномоченного о нарушении принципа презумпции добросовестности предпринимателя практикой ФНС России изложена в его докладе Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей для внесения предложений по изменению ведомственных актов налоговой службы.

Уполномоченным даны разъяснения по другим обращениям по вопросам о порядке оспаривания кадастровой оценки земельных участков, проведения государственной экологической экспертизы, а также действий Росприроднадзора при проведении проверки.

Кроме того, ведется работа по оказанию содействия и правовой поддержки индивидуального предпринимателя М. в его спорных правоотношениях, связанных с отказом арендодателя продлить срок договора по аренде государственного имущества.

Также, в апреле 2016г. в Арбитражном суде Республики Бурятия была поставлена точка по делу о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, длящемуся с сентября 2015г.

Так, в сентябре 2015г. к Уполномоченному обратился предприниматель «К» из Кабанского района, осуществляющий деятельность в сфере реализации нефтепродуктов - АЗС, с жалобой о его притеснении со стороны местной администрации, выразившееся в том, что в отношении заявителя была проведена проверка, по результатам которой последний был привлечен к административной ответственности, с наложением на него значительной суммы штрафа.

В ходе рассмотрения обращения заявителю было рекомендовано обжаловать действия и решения органов власти в судебном порядке. Предпринимателю была оказана консультационная и правовая поддержка по вопросу подачи искового заявления, а также самим Уполномоченным принято участие в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Работа по обжалованию велась в двух судах – Кабанском районном суде РБ и в Арбитражном суде Республики Бурятия. Отметим, что решение районного суда по рассматриваемым требованиям имело преюдициальное значение для вынесения решения арбитражным судом.

В итоге после длительного, в течение более 7 месяцев, рассмотрения настоящего дела обоими судами была поддержана позиция Уполномоченного в защиту прав заявителя, и исковые требования удовлетворены в полном объеме – распоряжение о назначении проверки, как и сама проверка признаны незаконными, результаты проверки и постановление о назначении административного наказания отменены.

По жалобе руководителя ООО «Э» на действия должностных лиц о нарушениях его прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, при расследовании в отношении него уголовного дела, после проведения первоначальных действий по обращению и анализа ситуации принято решение о направлении указанного дела для рассмотрения в АНО Центр Общественных процедур "Бизнес против коррупции" (г.Москва), созданной по Распоряжению Правительства России, и являющейся экспертной площадкой при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, по анализу поступающих в его адрес обращений субъектов российского бизнеса и выявлению фактов нарушения их прав и законных интересов.

По 9 обращениям или в 37,5% случаев по итогам рассмотрения жалоб права заявителя полностью или частично восстановлены. На 01.07.2016 по 6 обращениям работа продолжается.

Группа редакторов: Администраторы сайта
Дата последнего изменения: 26.07.17
Дата создания: 06.07.16