Материалы Минфина России

Материалы Минфина России



  • Алексей Моисеев: запуск программ по страхованию жилья от ЧС планируется в 47 регионах

    Разработка программ возмещения ущерба, причиненного жилью, с использованием механизма добровольного страхования запланирована в 47 субъектах Российской Федерации. В 25 субъектах уже определен орган, ответственный за разработку и реализацию программ, а в 21 регионе созданы рабочие группы. Об этом рассказал Заместитель Министра финансов Алексей Моисеев на онлайн-совещании с субъектами Российской Федерации по разъяснению положений федерального закона № 320-ФЗ о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций.      

    «Основные цели данного закона – это повышение эффективности расходования бюджетных средств на возмещение ущерба в результате ЧС, а также повышение страховой культуры и ответственности граждан за свое имущество. Необходимо, чтобы в каждом регионе была разработана программа, которая позволит гражданам получать полноценную страховую защиту жилья по договору добровольного страхования. Стоимость такого договора должна быть значительно ниже, чем стоимость коммерческого страхования жилых помещений», - отметил Алексей Моисеев.

    Для повышения заинтересованности региональных органов власти Минфином России ранее был издан приказ № 63н, предусматривающий возможность разработки программ, реализация которых не требует дополнительных расходов субъектов РФ с дефицитными бюджетами.

    В рамках совещания с регионами сотрудники Минфина России еще раз напомнили о порядке реализации таких программ, предложили методологическую помощь в их разработке, а также разъяснили действующие положения законодательства и ответили на основные вопросы.

    В совещании приняли участие представители более 80 субъектов Российской Федерации, Всероссийский союз страховщиков. 

  • Министерством финансов РФ представлена оперативная информация о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2021 года.

    Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации характеризуется положительной динамикой темпов роста доходов и расходов, а также нарастанием положительной динамики поступления «собственных» доходов.

    По оперативным данным 1 июня 2021 года рост доходов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 17%, общий объем поступлений – 6,3 трлн. рублей. Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось также на 21%, составив 5,1 трлн. рублей (прирост в 80 регионах, снижение в 5 регионах).

    При этом увеличились поступления в сравнении с аналогичным периодом «доковидного» 2019 года: рост доходов составил 16%, рост налоговых и неналоговых доходов – 10%.

    Увеличилось и поступление основных бюджетообразующих налогов - налога на прибыль организаций - на 24% (1,75 трлн. рублей), НДФЛ - на 17% (1,70 трлн. рублей).

    Финансовая поддержка из федерального бюджета сохранилась на уровне 2020 года (1,08 трлн. рублей, составив 17% доходов).

    Увеличение доходов позволило обеспечить рост расходов на 10%, общий объем профинансированных расходов составил 5,7 трлн. рублей (снижение расходов отмечается в 5 регионах, а увеличение в 80 регионах), что свидетельствует о взвешенной бюджетной политике регионов.

    В целом консолидированные бюджеты исполнены с профицитом                553 млрд. рублей (в 2020 году профицит 191 млрд. рублей).

    Отмечается и увеличение с начала года на 42% до 0,9 трлн. рублей объемов чистых (без учета депозитов) остатков средств бюджетов.

    Улучшаются показатели государственного долга регионов и муниципального долга, которые по состоянию на 1 мая снизились с начала года в общей сумме на 90 млрд. рублей или 3%, при этом муниципальный долг снизился на 9% или на 34 млрд. рублей.

    В текущем финансовом году 19 регионов имеют бюджетную обеспеченность больше 1,0 (выше среднероссийского значения), их количество по сравнению с 2019 годом увеличилось на 6 регионов.

    При этом только 13 из указанных регионов фактически являются донорами и не получают дотации на выравнивание.

    Это связано с тем, что методика распределения дотации на выравнивание содержит механизмы стимулирования регионов к экономическому росту и увеличению поступления налогов.

    Одним из таких механизмов является неснижение дотации региону по сравнению с уже утвержденными законом о бюджете объемами на соответствующий год.

    Кроме этого, методика дотации содержит и другие элементы стимулирования: использование в расчете данных о налоговых поступлениях за три предыдущих года, что позволяет плавно снижать дотацию при существенном увеличении налогового потенциала. Так, увеличение налогового потенциала на 1 рубль приводит к снижению дотации только  на 8 копеек.

    В качестве финансовой поддержки из федерального бюджета в 2021 году в субъекты планируется направить субсидии и иные межбюджетные трансферты в общем объеме 1 640 млрд. рублей (по данным на конец мая), из которых 351 млрд. рублей предусматривается к предоставлению регионам с высоким уровнем бюджетной обеспеченности (свыше 1). При этом объем поддержки для некоторых обеспеченных регионов – в Вологодской, Калужской, Мурманской, Нижегородской и Самарской областях, а также Ненецком автономном округе – на одного человека превышает среднероссийское значение.

    Таким образом, действующая система межбюджетных отношений позволяет стимулировать развитие регионов в целях достижения высокого уровня бюджетной обеспеченности и не лишает такие субъекты поддержки из федерального бюджета.

     


  • О финансировании мероприятий, направленных на поддержку семьи и детей

1 июня традиционно отмечается Международный день защиты детей.

Минфин России при формировании проекта федерального бюджета готовит информацию об объеме средств, направляемых на поддержку семьи и детей, - так называемый «детский бюджет».

Его объем на 2021 год составляет 1 501,4 млрд рублей, что более чем на 37 % выше уровня 2020 года. Стоит отметить, что указанный объем не учитывает поддержку, оказываемую регионами.

С целью формирования комплексной оценки «детского бюджета» Минфином России утверждены методические рекомендации регионам по формированию информации об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в региональных и местных бюджетах, направляемых на поддержку семьи и детей, утвержденные приказом Минфина России от 15 октября 2020 г. № 984.

Так, в 2020 году Минфином России впервые сформирована совокупная информация по консолидированному «детскому бюджету» за 2019 год, который составил 5 282,3 млрд рублей.


  • Законопроект о защите неквалифицированных инвесторов принят Госдумой

    Государственная Дума приняла в третьем чтении разработанный Минфином России совместно с Банком России законопроект, который запрещает продажу сложных инвестиционных продуктов неквалифицированным инвесторам.  Он также наделяет Банк России правом определять требования к составу и качеству предоставляемой гражданам информации.

  «Мы не должны допустить, чтобы на фондовом рынке существовала возможность вводить людей в заблуждение, а также подрывать доверие в целом к финансовому сектору, - прокомментировал заместитель Министра финансов Алексей Моисеев. - Часто инвестиционные продукты активно предлагают в банках как альтернативу вкладам. Продавцы обещают по ним повышенные процентные ставки при якобы отсутствии рисков. Доходность по ним непредсказуема, а возврат средств не гарантирован. Некоторые посредники, пользуясь неопытностью инвесторов, ставят под угрозу сбережения миллионов граждан».
  Кроме того, законопроектом предусматривается перенос тестирования неквалифицированных инвесторов для допуска к торгам финансовыми инструментами с 1 апреля 2022 на 1 октября 2021.
 До момента вступления в силу норм о тестировании запрещается исполнение брокером поручений неквалифицированных инвесторов по финансовым инструментам с повышенным уровнем риска.
  Новые нормы планируется распространить на все финансовые организации.

 

  • Минфин России начал внедрение лучших практик финансовой грамотности пилотных регионов по всей России
Минфин России начинает массовое внедрение по всей России лучших апробированных на пилотных регионах образовательных практик в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности. Первый этап был посвящён разработке методик и просветительских материалов, а также созданию инфраструктуры обучения и информирования граждан. Об этом рассказал заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина России Алексей Яковлев в рамках конференции «Практика и перспективы реализации национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Алтайском крае».
Конференция прошла в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и государственной программы Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае».
Алексей Яковлев отметил, что тема финансовой грамотности занимает важное место в повестке Минфина России. «Прежде всего, это обеспечение финансовой безопасности. Второе - финансовая грамотность как инструмент повышения благосостояния граждан. Люди должны грамотно пользоваться финансовыми инструментами, получая от этого выгоду. И третье - граждане должны знать о тех мерах поддержки, которые реализуют органы власти. Поэтому для нас важно выработать наиболее эффективные каналы коммуникации с населением».
Начальник отдела методологии и координации научной и научно-технической деятельности гражданского назначения Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Антон Кудинов, выступая на конференции, отметил исключительную роль регионов в повышении финансовой грамотности населения. «Алтайский край, например, является одним из передовых регионов по внедрению образовательных программ», - сказал он.
«Главный акцент мы делаем на цифровой коммуникации с людьми. Мы работаем над созданием единого информационного ресурса, который позволит как систематизировать актуальные образовательные программы по финансовой грамотности, так и объединить работу федеральных и региональных органов исполнительной власти.  В этом году в проект удалось вовлечь все 85 регионов», - рассказал Антон Кудинов.
Участник конференции ДОМ.РФ, как оператор федеральных программ поддержки в жилищной сфере, рассматривает повышение финансовой грамотности населения как одно из основных условий роста благосостояния граждан. «Мы видим, что синергия федеральных и региональных программ развития жилищной сферы обладает большим потенциалом. Регионы, которые проактивно дополняют своими программами и мерами поддержки имеющиеся федеральные программы, достигают большего эффекта от реализации, решают широкий круг вопросов граждан. Алтайский край не исключение, в регионе действует ряд собственных программ в жилищной сфере, которые позволяют адресно решать конкретные ситуации. ДОМ.РФ готов выступить площадкой для их синхронизации с федеральными инициативами, чтобы эффективней использовать ресурсы и повысить результат», - отметил директор Консультационного центра ДОМ.РФ Михаил Ковалев.
В завершении мероприятия состоялся обмен мнениями участников и обсуждение дальнейших планов перспективного сотрудничества в области финансового просвещения в Алтайском крае.
В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти Алтайского края, территориальных подразделений федеральных служб и образовательных организаций Алтайского края, ДОМ.РФ.
 
  • Информационное сообщение Министерства финансов России о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2021 года.

 Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации стабилизировалось и характеризуется положительной динамикой темпов роста доходов и расходов. В большинстве регионов фактическое поступление доходов выше запланированных показателей.
 По оперативным данным на 1 мая 2021 года рост доходов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 18%, общий объем поступлений – 5,2 трлн. рублей. Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 629 млрд. рублей или на 18%, составив 4,2 трлн. рублей (прирост в 79 регионах).
 По основным налоговым источникам фиксируется положительная динамика: по налогу на прибыль организаций рост составил 16%, по НДФЛ -  15%.
 Финансовая поддержка из федерального бюджета возросла на 19% и составила 904 млрд. рублей.
 Увеличение доходов позволило обеспечить рост расходов на 14%, общий объем профинансированных расходов составил 4,7 трлн. рублей.
 Расходы на социальные выплаты увеличились на 22%, на заработную плату и начисления – на 7%.
 В целом по консолидированным бюджетам профицит увеличился в 1,8 раза к 2020 году и составил 452 млрд. рублей.    С профицитом исполнены бюджеты 73 регионов.

Также отмечается увеличение остатков средств бюджетов с начала года на 216 млрд. рублей.

 Долговые обязательства перед кредитными организациями сократились на 132 млрд. рублей.  
 При этом общий объем долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с начала года снизился на 3% и составил 2 798,1 млрд. рублей (по состоянию на 1 апреля 2021 г.) или 25,5% от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

  • Бюджету отдадут должное
Министр финансов Антон Силуанов рассказал "Российской газете" о планах по снижению долговой нагрузки регионов

 Благодаря проведению большинством регионов совместно с федеральным центром ответственной долговой политики за последние годы удалось стабилизировать ситуацию с долговой нагрузкой региональных бюджетов. Показатель долговой нагрузки (соотношение общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов) на 1 апреля 2021 года составил 26,0%, что существенно ниже максимальных значений, зафиксированных после кризиса 2014 года (36,5%). Расходы на обслуживание государственного долга по итогам 2014 года составляли 107,2 млрд. рублей, или на 31,5% больше, чем в 2020 году.

 При этом сложившийся на 1 апреля 2021 года уровень государственного долга (26,0%) связан в том числе с минимальными долговыми обязательствами г. Москвы, без учета которой долговая нагрузка субъектов Российской Федерации составляет 35,8%.

 В условиях волатильности мировой экономики, которая в том числе сказывается и на динамике поступлений доходов в бюджеты, проведение ответственной долговой политики – важная составляющая обеспечения стабильности бюджетов и безусловного исполнения социально значимых расходных обязательств.

 Безответственная долговая политика несет прямую угрозу выполнению государством обязательств перед населением (выплата заработной платы, социальных пособий, расходов на здравоохранение и др.).

 Предлагаемое ранее рейтинговым агентством S&P увеличение объема государственного долга регионов до 60% от налоговых и неналоговых доходов приведет к росту расходов на обслуживание государственного долга на сумму около 200 млрд. рублей и необходимости сокращения в соответствующем объёме социальных расходов регионов. Осложняет эту проблему и риск увеличения процентных ставок по займам.

 В международной практике существуют примеры того, как проблемы с субнациональным долгом негативно сказывались на социально-экономической стабильности всего государства (Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия и др.).

 Поэтому в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Минфином России будут реализованы инициативы, направленные на облегчение долговой нагрузки субъектов Российской Федерации с одновременным предоставлением возможности увеличения инвестиционных расходов.

 В текущем году будет запущен механизм дополнительной поддержки в виде льготных бюджетных кредитов с длительным сроком их использования.

 Минфином России будет оказана поддержка регионам, имеющим значительную задолженность по рыночным заимствованиям. Объем такой поддержки составит порядка 176 млрд. рублей и позволит сократить долю рыночной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов.

 Также Минфином России до 2023 года регионам будут предоставлены бюджетные кредиты для создания объектов инфраструктуры в объеме
до 500 млрд. рублей.

 Кроме того, будет проведена реструктуризация задолженности бюджетных кредитов, предоставленных субъектам в декабре 2020 года. Высвобождаемые средства в объеме до 218 млрд. рублей будут также являться дополнительным источником финансирования региональных объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.

 Для реализации указанных инициатив подготовлены поправки в бюджетное законодательство. Также в целях предоставления дополнительной возможности увеличения регионами расходов инвестиционного характера за счет дополнительной помощи из федерального бюджета в рамках заключенных с Минфином России соглашений будет предусмотрено право увеличения долга регионов до 50% объема налоговых и неналоговых доходов, при этом для устойчивых регионов по отдельным решениям его уровень может составить до 75%.

 Субъекты Российской Федерации никак не ограничены в возможности самостоятельно увеличивать объем государственного долга пропорционально росту экономики и доходов региональных бюджетов.

  Указанные инициативы будут являться дополнением к широкому спектру инструментов поддержки развития территорий, уже реализуемых в настоящее время федеральным центром.

 Предложенные Правительством меры направлены на формирование ресурсной базы регионов не за счет увеличения долговых обязательств и создания риска устойчивости бюджетов, а путем развития экономик субъектов РФ и наполнения их бюджетов доходными источниками.

 

  • Задолженность регионов по бюджетным кредитам будет реструктурирована

    В 2020 году Минфин России продлил регионам срок погашения накопленной задолженности по бюджетным кредитам в сумме более 800 млрд. рублей.  

    Бюджетный эффект от реализации этих мероприятий в 2021-2024 гг. составит 422 млрд. рублей. Указанные средства являются дополнительным источником финансирования региональных объектов инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов.

    В декабре прошлого года Минфин России предоставил регионам бюджетные кредиты в объеме 224 млрд. рублей, что в свою очередь позволило минимизировать привлечение рыночных заимствований, а также обеспечить выполнение социально значимых расходных обязательств.

    В текущем году в соответствии с посланием Президента Российской Федерации задолженность по бюджетным кредитам будет реструктурирована до 2029 года включительно.

    Во исполнение послания Президента в 2021 году Минфин России окажет поддержку регионам, имеющим значительную задолженность по рыночным заимствованиям, в целях снижения ее доли до 25% объема налоговых и неналоговых доходов. Общий объем поддержки составит до 176 млрд. рублей.

    Предоставление новых бюджетных кредитов планируется на срок до 2029 года включительно, с условием проведения регионами ответственной долговой политики.

    Реализация указанных мероприятий позволит более чем на 20 млрд. рублей в год сократить расходы на обслуживание государственного долга субъектов.

     

  • Российские ученые помогли запустить инициативное бюджетирование в Узбекистане

 Сотрудники Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина России (далее – НИФИ) оказали содействие правительству Республики Узбекистан по запуску механизма инициативного бюджетирования – одной из самых прогрессивных форм участия населения в местном самоуправлении. Она направлена на вовлечение граждан в процесс принятия бюджетных решений: люди не только сами выбирают, что для них должно быть построено, но и устанавливают требования к качеству работ.
 13 апреля обнародовано постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о запуске масштабной программы реализации проектов с участием граждан. Сотрудники НИФИ, в рамках программы двустороннего сотрудничества между Министерствами финансов России и Узбекистана предоставили методологические разработки, которые содействовали запуску масштабной программы.
 Заместитель министра финансов России Алексей Лавров прокомментировал это событие: «Российская модель партисипаторного бюджетирования – инициативное бюджетирование – одна из лучших и востребована за рубежом.   Предложенное Минфином 5 лет назад название, обобщающее российские практики, переросло в отечественный бренд международного значения. Мы уверены, что наши разработки будут использованы и другими странами. Кроме того, такие успехи должны вдохновлять и наши региональные власти активнее применять этот эффективный механизм вовлечения граждан в бюджетный процесс».
 Директор НИФИ Минфина России Владимир Назаров отметил: «Инициативное бюджетирование существенно улучшает качество инфраструктуры и уровень удовлетворенности ею граждан. Почти треть россиян является благополучателями реализованных проектов. Ежегодно в Российской Федерации реализуется свыше 22 тысяч проектов с участием граждан».
 Подробнее об инициативном бюджетирование можно узнать на сайте НИФИ Минфина России https://nifi.ru/ru/initsiativnoe-byudzhetirovanie

 
  • Уточнены правила предоставления регионам бюджетных кредитов

 В 2021 году регионы смогут взять новые бюджетные кредиты на пополнение остатков только после возвращения бюджетных кредитов, предоставленных дополнительно для погашения кредитов на пополнение остатков 2020 года.

 Кредиты для погашения предоставлялись в качестве меры поддержки на 7 месяцев, до 1 июля этого года. Если до этого срока вернуть их все же не получится, бюджетные кредиты 2021 года будут предоставляться с условием, что полученные средства регионы направят на погашение кредитов, выданных в конце 2020 года.

 Такие изменения закреплены в утвержденном постановлении Правительства. Они направлены на то, чтобы не допустить закредитованности регионов.

 Также временно, до конца 2021 года будет приостановлено правило предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков в части предельной величины государственного внутреннего долга. Это позволит регионам эффективнее исполнять социальные обязательства перед гражданами, а также поддерживать экономику в период ее восстановления.

 В 2020 году федеральный центр оказал беспрецедентную поддержку регионам, которая продолжится и в этом году. Так, например, в  федеральном бюджете на 2021 год заложено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов. При необходимости, оперативно будет рассмотрен вопрос о дополнительной финансовой помощи.

 Кроме того, предприняты меры по обеспечению устойчивого финансового положения регионов: распределены практически все целевые межбюджетные трансферты, а также заключены соглашения на 1,4 трлн рублей по всем субсидиям и иным межбюджетным трансфертам.

 Справочно:

 Свободные остатки на счетах регионов сократились за 2020 год на 27% (552 млрд рублей), но тем не менее по итогам составили 1,5 трлн рублей. За счет свободных остатков было профинансировано 40% дефицита бюджетов, а за счет бюджетных кредитов – 31%.

 В 2020 году уменьшилась на 19%, до 21 млрд рублей просроченная кредиторская задолженность.

 

  • Всероссийский конкурс проектов по представлению бюджета для граждан

    ​​​​​​​​​​​В рамках совместной работы с Министерством финансов Российской Федерации Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проводит ежегодный открытый публичный конкурс проектов по представлению бюджета для граждан.

    Конкурс проводится в два тура отдельно среди физических и юридических лиц по номинациям, утверждаемым ежегодно Рабочей группой Минфина России под председательством Заместителя Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова.

    Первый тур направлен на осуществление предварительного отбора и проводится по правилам открытого конкурса. В первом туре конкурсная комиссия оценивает соответствие заявок требованиям конкурса.

    Второй тур конкурса проводится среди лиц, прошедших предварительный отбор, по правилам закрытого конкурса, и направлен на определение победителей конкурса путем оценки и сопоставления ​конкурсных проектов по каждой номинации. Во втором туре помимо конкурсных материалов, прошедших предварительный отбор, также рассматриваются конкурсные проекты, представленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по итогам проведения региональных и муниципальных конкурсов проектов по представлению бюджета для граждан.

    Подробная информация о проведении конкурса опубликована на сайте Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по адресу http://www.fa.ru/org/dep/dof/bdg/Pages/Home.aspx

      

  • Состояния стабилизировались.                                          
         Как региональные бюджеты проходят испытание пандемией

Текст: Леонид Горнин (первый заместитель министра финансов России).                                                                       Российская газета - Федеральный выпуск № 18(8369)

  Итоги исполнения региональных бюджетов за 2020 г. показывают, что бюджетная система выдержала вызовы минувшего года. Финансовые результаты превзошли многие прогнозы, отдельные эксперты прогнозировали, что снижение налоговых и неналоговых доходов достигнет 1 трлн руб. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились на 10%, что на фоне инфляции (4,9% за 2020 год) означает реальный прирост доходов примерно на 5%. Такая динамика обычно не свойственна кризисным периодам.

 Более половины регионов увеличили доходы

 Тем не менее год был непростым. Уже во втором квартале началось сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, и по итогам пяти месяцев оно достигало 9%. Несмотря на обострение эпидемиологической ситуации в осенне-зимний период и частичное возвращение ограничительных мер, во второй половине года ситуация с доходами улучшалась, и по итогам года сокращение налоговых и неналоговых доходов составило всего 2%, при этом у 48 регионов отмечалась положительная динамика указанных доходов. Среди них - Чукотский АО, Магаданская, Амурская, Воронежская, Псковская, Тверская, Калининградская и Смоленская области.

Существенную роль в снижение внес налог на прибыль организаций, поступления которого сократились на 13% (-431 млрд руб.). Наибольшее его снижение отмечалось у регионов, в отраслевой структуре прибыли которых высокая доля нефтегазового сектора, а также добычи и переработки металлов, в то время как в регионах с диверсифицированной экономикой был отмечен прирост поступлений налога на прибыль (22 региона, среди которых Тамбовская, Воронежская, Амурская, Ленинградская и Тверская области). Увеличились поступления НДФЛ (на 8%, или на 297 млрд руб.) и акцизов (на 6%, или на 43 млрд руб.).

 Помощь из федерального центра выросла в 1,5 раза

 На фоне некоторого снижения собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в 2020 г. добиться увеличения общего объема доходов стало возможным благодаря проведению федеральным правительством в отношении регионов ярко выраженной контрциклической бюджетной политики, одним из инструментов которой стало предоставление финансовой помощи. Ее объем в 2020 г. вырос на 54% (+1,3 трлн руб.), составив 3,8 трлн руб., при этом нецелевая поддержка увеличилась на 41%. На реализацию нацпроектов направлено 815 млрд руб.

 Общий объем дополнительной нецелевой финансовой помощи регионам составил 300 млрд руб., что превышает общий объем сокращения налоговых и неналоговых доходов регионов, составивший 194 млрд руб.

  Другим инструментом антикризисной политики стали бюджетные кредиты. Так, в декабре Минфин России в декабре предоставил бюджетные кредиты со сроком погашения не позднее 1 июля 2021 года в объеме 224 млрд руб. Эти кредиты были доступны 75 регионам.

 Расходы выросли на 15%

 Правительственные меры позволили профинансировать социально-значимые обязательства регионов. Обеспечен, в том числе за счет федеральных средств, рост финансирования расходов регионов на 15%. Расходы на оплату труда возросли на 14%, расходы на капитальные вложения возросли на 10%.

 Наибольший рост в структуре расходов регионов ожидаемо сложился по здравоохранению - на 72%, расходы на социальную политику возросли на 24%, на физическую культуру и спорт - на 13%, возросли и расходы на дорожное хозяйство - на 11%, национальную экономику - на 8%.

 Объем остатков средств на счетах регионов сократился с начала 2020 года (на 27%, или 552 млрд руб.) и вместе с тем составил 1,5 трлн. руб., что создает резерв для финансирования расходов в текущем году.

 Уменьшились объемы просроченной кредиторской задолженности на конец года на 19%, составив 21 млрд руб.

 С дефицитом бюджет свели в основном сырьевые регионы

 В целом бюджеты регионов исполнены с дефицитом в 677 млрд руб., из которых 560 млрд руб., или 83% дефицита, пришлось на 16 регионов с высокой долей ТЭК в структуре доходов, а также на г. Москву, г. Санкт-Петербург и Московскую область. Большинство из этих регионов относятся к числу высокообеспеченных, для которых текущее сокращение доходов не стало критичным. При этом 56% дефицита профинансировано за счет остатков на счетах регионов, а 32% дефицита - за счет предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов.

  Долги увеличились, но их структура стала более здоровой...

 По итогам 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 383 млрд руб., или на 18%, и достиг 2496 млрд руб. Размер долга муниципальных образований практически не изменился, поскольку основное бремя антикризисных мероприятий регионы взяли на себя.

 Следует отметить, что более половины прироста долга регионов (56%) пришлось на практически бесплатные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Задолженность перед кредитными организациями за год даже несколько сократилась (на 5,6 млрд руб.), а рост рыночной задолженности пришелся на размещаемые регионами облигации, показывающие доверие кредиторов к региональной власти и позволяющие привлекать финансовые ресурсы на больший срок при меньших расходах на обслуживание долга. Таким образом, несмотря на общий рост государственного долга регионов, его структура улучшилась

...  а долговая нагрузка осталась далека от пика

 Показатель долговой нагрузки (соотношение общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов) на 1 января 2021 года составил 27,3%, что существенно ниже максимальных значений, зафиксированных после кризиса 2014 года (36,5%). Таким образом, долговая нагрузка регионов остается на безопасном уровне, который примерно соответствует уровню конца 2012 года.

 На что можно рассчитывать

Предпринимаются также меры и по обеспечению устойчивого финансового положения регионов в 2021 г. Так, в целях ускорения доведения в региональные бюджеты целевых трансфертов обеспечено их распределение до начала года законом о бюджете или актами правительства РФ. Всего в 2021 году федеральным бюджетом предусмотрено предоставление 220 целевых межбюджетных трансфертов, из которых парламентом распределены 95%, в том числе все субсидии и субвенции.

По всем субсидиям и иным межбюджетным трансфертам (за исключением отдельных установленных случаев) до начала года заключены соглашения на 1,4 трлн руб.

Также на 2021 год в федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, а исходя из ситуации в экономике, будут рассматриваться вопросы о дополнительной поддержке.

Таким образом, в 2020 г. контрциклическая бюджетная политика Федерации в отношении регионов позволила не только сдержать падение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, но и обеспечить рост их реального объема. В свою очередь это дало субъектам возможность не только выполнить все социальные обязательства, но и активно участвовать в реализации антикризисных мероприятий по поддержке экономики, населения, а также ускоренного развития системы здравоохранения, сохраняя безопасный уровень государственного долга в целом по бюджетной системе.

https://rg.ru/2021/01/28/kak-regionalnye-biudzhety-prohodiat-ispytanie-pandemiej.html

 


Силуанов: социальные обязательства регионов будут профинансированы

 Завершение финансового года и обеспечение сбалансированности бюджетов регионов обсудили министр финансов Антон Силуанов и первый заместитель министра финансов Леонид Горнин на совещании в режиме ВКС с главами регионов и представителями российских субъектов во вторник, 1 декабря. 

 Как отметил министр финансов РФ - "Контролировать ситуацию с исполнением обязательств регионов поручил Президент Владимир Путин".

 "Министерство финансов активно взаимодействует с регионами, - подчеркнул Антон Силуанов. - Должны быть полностью профинансированы текущие социальные обязательства, в частности - расходы, связанные с работой системы здравоохранения и других жизненно важных сфер".

 Для устойчивого планирования и исполнения региональных и местных бюджетов, усовершенствованы условия предоставления бюджетных кредитов. В частности, срок кредитов на пополнение бюджетных остатков увеличен со 180 до 240 дней (при условии его возврата не позднее 15 декабря). "Такой механизм позволяет регионам покрывать дефицит, не привлекая при этом дорогие ресурсы в коммерческих банках", - пояснил Министр.

 "Региональная повестка – приоритет для Минфина, - отметил Леонид Горнин. - Особенно в этом году, когда регионы столкнулись со снижением доходов и необходимостью финансировать первоочередные мероприятия, направленные на борьбу с коронавирусом».

 На 23 ноября расходы регионов профинансированы на 12,5 трлн рублей, со значительным ростом в 16% к уровню 2019 года. Регионам не пришлось сокращать расходы во многом благодаря своевременной финансовой поддержке, предоставленной из федерального бюджета. На эти цели в этом году было заложено 300 млрд рублей, большая часть из которых уже доведена до субъектов. На этой неделе в Правительстве будет рассмотрен вопрос о распределении еще 10 млрд рублей.

 Текущее исполнение региональных бюджетов говорит о стабилизации темпов снижения доходов во втором полугодии относительно первого. На 23 ноября доходы регионов увеличились на 6% относительно аналогичного периода 2019 года, сокращение налоговых и неналоговых доходов при этом составило лишь 4% (на 1 июля снижение составило 7%, на 1 июня – 9%).

 Для того чтобы у регионов не возникло проблем с утверждением своих бюджетов на следующий год, в проекте федерального бюджета 2021-2023 годов уже распределены все субсидии и субвенции. Также в 2021 году для поддержки регионов дополнительно будет направлено 100 млрд рублей."

Ссылка на ВКС

Ссылка на ВКС



 

               Темпы роста региональных доходов перешли к восстановлению

   

  По информации Минфина России, сокращение региональных доходов во втором полугодии этого года начало замедляться относительно первого полугодия. Текущее исполнение бюджетов субъектов говорит об их постепенной стабилизации - большинство перешло к восстановлению.

    Замедлили снижение налоговые и неналоговые доходы. На 1 октября они сократились на 5% и составили 7,5 трлн рублей. Но еще на начало июня падение было зафиксировано на уровне 9%, а месяцем позже – 7%.

    Наибольшее снижение региональных доходов наблюдается по налогу на прибыль и в основном касается субъектов с высокой долей сырьевого сектора. На 1 октября регионы потеряли 15% относительно аналогичного периода прошлого года. Тем не менее, темп снижения начал замедляться с июля-августа, когда доход от налога снижался на 18%. Сумма налога на прибыль за 9 месяцев - 2,2 трлн рублей.

    Одновременно увеличились безвозмездные поступления в пользу регионов, в том числе из федерального бюджета. За девять месяцев сумма составила 2,4 трлн рублей, что на 57% больше показателя аналогичного периода прошлого года. За то же время на 10,3 трлн рублей профинансированы расходы регионов, что на 17% больше аналогичного периода прошлого года.

    Для обеспечения бюджетной устойчивости регионов в этом году решено оказывать дополнительную финансовую поддержку из-за снижения их доходов – суммарно на это выделено 300 млрд рублей, из которых уже предоставлено 200 млрд рублей, и еще 100 млрд рублей до конца года. Дополнительный транш в 100 млрд рублей предусмотрен на 2021 год.

    За девять месяцев с начала года доходы регионов увеличились, по предварительным данным, на 5% (до 10 трлн рублей) относительно аналогичного периода 2019 года.

  • Силуанов: справедливо – оценивать общий ресурс, направленный на поддержку села

    Задачи, нацеленные на развитие села, продолжат выполняться, заверил министр финансов РФ Антон Силуанов, отчитываясь о результатах исполнения бюджета за 2019 год в Совфеде. Среди таких – обеспечение селян жильем, инженерной и социальной инфраструктурой, объектами транспортной доступности.

    Сейчас средства на развитие села выделяются как через программу «Комплексного развития сельских территорий», так и госпрограммы. «Справедливо - оценивать общий ресурс, который предусмотрен в бюджете», - подчеркнул министр финансов.

    В проекте бюджета на будущую трехлетку для госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» ежегодно предусмотрено около 31 млрд рублей.

    Одно из наиболее востребованных мероприятий программы - льготная сельская ипотека, на которую в 2020 году заложено 1,5 млрд рублей. Поскольку растет потребность в доступном жилье на селе, Правительство решило ежегодно увеличивать ассигнования на этот механизм: с 4 млрд рублей в 2021 году до почти 12 млрд рублей в 2023 году.

    Средства, предусмотренные на развитие села в составе других госпрограмм и нацпроектов, существенно превышают финансирование госпрограммы развития сельских территорий: в 2020 году – 77 млрд рублей, в 2021 году – 67 млрд рублей, в 2022 году – 47 млрд рублей. Снижение финансирования в 2021-2022 годах связано с отсутствием пообъектного распределения. Оно будет подготовлено ко второму чтению рассмотрения проекта бюджета в Госдуме. По расчетам Минфина, общее финансирование села в 2021-2022 годах будет не меньше уровня 2020 года.

    Среди задач, направленных на развитие села, в отраслевых госпрограммах есть как очевидные - «Сельский учитель», «Сельский доктор», так и менее очевидные.  

    ·               в сфере здравоохранения (планируется направить 9,5 млрд рублей в 2020): оснащение медицинских организаций передвижными комплексами, создание и замена ФАПов и врачебных амбулаторий;

    ·               в сфере образования (8,3 млрд рублей в 2020 году): создание новых мест в школах, обновление материально-технической базы;

    ·               в сфере культуры (4,3 млрд рублей в 2020 году): субсидия на развитие домов культуры, мероприятия по созданию и модернизации культурно-досуговых учреждений;

    ·               в сфере жилищного строительства (1,5 млрд рублей в 2020 году): повышение устойчивости жилых домов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах;

    ·               в сфере информатизации (13,5 млрд рублей в 2020 году): подключение государственных образовательных организаций к Интернету.

    Финансирование сельских территорий из разных источников связано, в частности, с тем, что в выполнении задач могут участвовать несколько ведомств. Например, при строительстве сельской школы, участие профильного ведомства обеспечивает подбор преподавательского состава и соблюдение образовательных стандартов.

    Также прорабатывается поручение правительства, по которому указанные отраслевые программы с мероприятиями по развитию села, будут согласовываться с Минсельхозом, как профильным ведомством, в части расходов и целевых индикаторов. Это повысит эффективность формирования и выполнения мер поддержки сельских территорий.

     

  • Завершился IV Всероссийский конкурс проектов инициативного бюджетирования

      Подведены итоги IV Всероссийского конкурса проектов по инициативному бюджетированию, который состоялся при поддержке Минфина России. Всего для участия в конкурсе поступил 581 проект из 35 регионов России. В состав инициативных групп, предложивших проекты, имеющие приоритетное значение для жителей муниципальных образований, вошли около 7 тыс. граждан.

     Заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров прокомментировал итоги конкурса: «Инициативное бюджетирование – это процесс распределения части средств местного бюджета с учетом мнения жителей. Выражают свое мнение жители в форме проектных идей или документально оформленных инициатив, которые вносятся в местную администрацию инициативными группами граждан. Стоит отметить, что инициативное бюджетирование является одним из наиболее активно развивающихся за последние годы направлений проекта Минфина России «Бюджет для граждан», реализация которого осуществляется в составе государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».  Базовые подходы в реализации проектов – их конкурсный отбор и общественный контроль – способствуют повышению эффективности бюджетных расходов. На сегодняшний день в развитии инициативного бюджетирования участвуют 69 регионов России. Только за 2019 год было реализовано 21,8 тыс. проектов, что составляет порядка 24,1 млрд руб. бюджетных и внебюджетных средств, а средняя стоимость реализации одного проекта составляет около 1 млн руб. Благополучателями от реализации проектов инициативного бюджетирования в 2019 году стали 34,3% от общей численности населения этих регионов. Такое широкое и растущее из года в год участие граждан России в конкурсе подтверждает активный интерес населения к практикам инициативного бюджетирования.».

     Характерными примерами реализации проектов инициативного бюджетирования являются: благоустройство территорий, ремонт дорог, строительство детских и спортивных площадок, ремонт или работы по улучшению домов культуры, библиотек и другие. (Больше примеров на Портале инициативного бюджетирования https://budget4me.ru).

     Впервые организатором конкурса совместно с Минфином России выступает Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации. Директор института Владимир Назаров отметил, что данный конкурс проводится в целях выявления и распространения опыта лучших российских проектов инициативного бюджетирования, а также стимулирования развития инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации. Кроме того, он также добавил, что по результатам конкурса победители (инициативная группа граждан) будут награждаться дипломами, а муниципальные образования, на территории которых были реализованы проекты-победители, получат денежные премии для целей софинансирования инициативных проектов, запланированных на следующий год.

     На реализацию всех проектов, участвующих в конкурсе, было использовано более 250 млн рублей. Общее число заявок на участие в конкурсе почти в два раза превысило показатели прошлого года, а число проголосовавших за проекты на портале приблизилось к миллиону человек.

     Победители конкурса определялись по трем номинациям: «общественное участие», «общественное партнерство» и «самый инновационный проект».

     В числе лауреатов и победителей конкурса – детские центры инновационных технологий и творчества, инклюзивный проект для маломобильных граждан и инфраструктура для бездомных горожан, видоизмененная библиотека и детская площадка, объединившая вокруг себя местное сообщество.

     Церемония награждения лауреатов состоится в сентябре в Москве.

     

  • СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ МОСКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО ФОРУМА ПРОЙДЁТ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ

8 сентября 2020 года состоится Стратегическая сессия Московского финансового форума «Российская экономика и финансовые рынки – есть ли жизнь после пандемии» с участием Министра финансов РФ Антона Силуанова, Мэра Москвы Сергея Собянина, председателя Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной и Президента – председателя Правления Банка ВТБ Андрея Костина. 

«Стратегическая сессия станет площадкой для ключевой дискуссии 2020 года, посвящённой финансово-экономической политике России. Участники обсудят вопросы влияния пандемии на экономику, финансовую систему, бизнес, а также модели реагирования на новые вызовы», — подчеркнул Антон Силуанов.

Прямая трансляция пройдет 8 сентября 2020 года в эфире телеканала «Россия-24», на сайте Стратегической сессии и в социальных сетях Московского финансового форума.

 По информации пресс-центра мероприятия, при обсуждении возможности проведения Форума в этом году необходимо было ориентироваться на развитие эпидемиологической обстановки. Даже с учетом стабилизации ситуации с распространением коронавируса проведение Форума в полноценном формате является невозможным. В связи с этим принято решение провести юбилейный V Московский финансовый Форум в полном объёме в 2021 году.

 Главные спонсоры Стратегической сессии Московского финансового форума — Банк «ВТБ» (ПАО), ПАО «Сбербанк» и АО «Газпромбанк». Спонсор — АО «Гознак».

Дополнительная информация:

press-mff@minfin.ru

Справка:

Московский финансовый форум проходит в столице с 2016 года. Организаторы форума — Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Москвы. В 2020 году Стратегическая сессия Мосфинфорума пройдет 8 сентября в онлайн-формате. Оператор пресс-центра мероприятия — АГТ.



  •  Минфин России перечислил второй транш поддержки регионам

           По информации ведомствнной пресс-службы, Минфин России 31 июля 2020 г., согласно распоряжению Правительства РФ, перечислил второй транш поддержки в объеме 100 млрд рублей 69 российским регионам для компенсации снижения их доходов. 

        Средства направят в те субъекты РФ, чьи налоговые и неналоговые поступления по состоянию на 1 июля 2020 года с учетом уже предоставленных в мае 100 млрд рублей были ниже поступлений за предыдущий год, проиндексированных на прогнозный темп роста. Размер дотации определён с учётом необходимости финансирования первоочередных расходов региональных бюджетов.

      Такая мера поможет сбалансировать консолидированные бюджеты субъектов РФ в условиях ухудшения экономической обстановки из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

  • Минфин России обеспечит внедрение и единую методологию применения подписанных Президентом РФ законов об инициативном бюджетировании

    20 июля 2020 года Президентом России подписаны федеральные законы о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и закон о местном самоуправлении, направленные на закрепление  правовых основ инициативного бюджетирования в Российской Федерации.

    Институт инициативного бюджетирования успешно развивается и реализуется уже 30 лет более чем в 80 странах мира. Минфин еще в 2015 году ввел в российскую практику термин «инициативное бюджетирование». Это позволило объединить уже существовавшие в России региональные и муниципальные практики. Вступающие в силу изменения создают необходимую правовую базу и дадут дополнительный импульс для развития муниципальных инициативных проектов.

    Законами урегулирован механизм участия граждан в финансовом обеспечении проектов инициативного бюджетирования. Указанный механизм позволяет обеспечить направление средств (инициативных платежей) заинтересованных в реализации инициативного проекта жителей на проекты по решению конкретных вопросов местного значения, а также возможность проведения гражданами контроля на каждом этапе реализации инициативного проекта.

    Внесенными изменениями также определены полномочия Минфина России по оказанию региональным и муниципальным финансовым органам методологической поддержки в части реализации местных инициатив с участием граждан, а также по планированию и исполнению расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации инициативных проектов. Принятые новации обеспечат формирование единых подходов к методическому обеспечению практик инициативного бюджетирования.

    В августе будут подведены итоги IV всероссийского конкурса инициативного бюджетирования. С 2020 года организатором конкурса является Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации. Уже сейчас можно отметить, что интерес к инициативному бюджетированию существенно вырос: число поданных заявок на участие в конкурсе увеличилось практически вдвое – до 581, а общее число проголосовавших составило около миллиона человек.

    О росте интереса к практикам инициативного бюджетирования также свидетельствуют результаты 2019 года. Число субъектов Российской Федерации, заявивших о реализации на их территории практик инициативного бюджетирования, достигло 69 регионов, а некоторые из них реализуют одновременно две и более практики инициативного бюджетирования. Впервые число реализованных инициативных проектов превысило отметку 20 тысяч (21,8 тыс. или +13% к 2018 году), а общий объем финансирования таких проектов составил 24,1 млрд. рублей (+25% к 2018 году).

     

  • Минфин России мониторит ситуацию с бюджетами регионов, при необходимости оказывает поддержку.
      По информации Минфина России предварительные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за последний месяц свидетельствуют об улучшении ситуации с региональными доходами
      Динамика поступлений в региональные бюджеты улучшается. Отставание поступлений налоговых доходов за последний месяц сократилось с 9 до 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Стабилизация ситуации наблюдается в 67 регионах (почти 80%). За первое полугодие в региональные бюджеты поступили почти 5 трлн рублей (4,869 трлн. руб.).
      В текущем году существенно увеличились безвозмездные поступления из федерального бюджета – до 1 384 млрд. рублей (на 498 млрд. рублей или на 56% больше уровня 2019 г.), что составляет 22% от доходов субъектов федерации. Это связано, в том числе с масштабной реализацией мер Правительства РФ по поддержке населения, предприятий и медицинских учреждений в рамках борьбы с пандемией. «Каждый пятый рубль в составе консолидированных доходов бюджетов регионов приходится на федеральные дотации и иные меры поддержки. Во многом за счет федеральной поддержки с начала года более чем в 1,5 раза (на 51%) увеличились региональные расходы капитального характера, в частности, на строительство и оборудование объектов здравоохранения», – отметил Министр финансов Антон Силуанов.­
      В том числе за счет предоставления из федерального бюджета стимулирующих выплат на 12% возросли расходы на заработную плату, которые составили 2,3 трлн. рублей.
      Глава Минфина также обратил внимание, что «в cложных условиях удалось сохранить тенденцию по удержанию долговой нагрузки регионов. Государственный долг субъектов РФ на 1 июля составляет 2138 млрд. рублей, что соответствует уровню начала года».
      Министерство, начиная со II квартала, на фоне ограничений, ставших следствием COVID-19, в режиме реального времени ведет мониторинг сбалансированности региональных бюджетов. По мере необходимости регионам оказывается дополнительная финансовая поддержка.
      Минфином России подготовлены и реализуются предложения по улучшению сбалансированности бюджетов регионов. «Регионам и муниципалитетам предоставлена гибкость в части перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также снижением влияния на развитие отраслей экономики, осуществлена дополнительная реструктуризация бюджетных кредитов», – пояснил Министр финансов Антон Силуанов.
      Также увеличен до 180 дней срок возврата казначейских бюджетных кредитов на пополнение остатка средств (общий лимит составляет до 300 млрд. рублей).

  • Поправки в Бюджетный Кодекс в части совершенствования межбюджетных отношений
      По информации Минфина России, с 2019 года Правительство РФ проводит работу по повышению прозрачности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, ускорению доведения средств до регионов. В результате 94% от общего количества межбюджетных трансфертов были распределены в конце 2019 года в законе о бюджете. А для своевременного расходования средств регионами еще до начала года были заключены соглашения по большей части из них – 99,7% от общего количества по субсидиям и порядка 80% по иным межбюджетным трансфертам.
      Формально же до сих пор действуют другие сроки заключения соглашений: для субсидий в Бюджетном кодексе установлен срок – 15 февраля, а требование по иным межбюджетным трансфертам ежегодно определяется законом о бюджете - 1 апреля. «Мы подготовили поправки, которые закрепляют в Бюджетном кодексе ускоренные сроки заключения соглашений по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам – до 1 января. Поправками также фиксируются сроки распределения иных межбюджетных трансфертов. За редким исключением они должны распределяться до 1 января. Распределение межбюджетных трансфертов и заключение соглашений по ним до начала очередного финансового года обеспечит максимально справедливое, прозрачное и ускоренное доведение средств до регионов и позволит минимизировать риски неопределенности при формировании бюджетов субъектов РФ», – отметил министр финансов Антон Силуанов, комментируя предлагаемые изменения в Бюджетный кодекс.     Такой порядок не будет распространяться на иные межбюджетные трансферты, предоставление которых осуществляется за счет остатков бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на начало текущего финансового года, и ряд других случаев.
     Поправками предусмотрен порядок оперативного перераспределения объемов иных межбюджетных трансфертов, не востребованных при заключении соглашений. «Экономия будет направляться в резервный фонд Правительства РФ для оказания финансовой помощи региональным бюджетам. Это механизм оперативного перераспределения средств помощи регионам с учетом текущей ситуации, национальных приоритетов, возможностей регионов по софинансированию», – подчеркнул министр.
     Также предлагается ввести ограничения по резервированию объемов ИМБТ по аналогии с субсидиями. Так, в первый год планового периода в резерв можно отправить не более 5% средств федерального бюджета, предназначенных для региона, во второй год – до 10%.
     Еще одна поправка, особенно важная для регионов – уровень софинансирования мероприятий госпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" из федерального бюджета будет приравнен к софинансированию по нацпроектам. «По факту речь идет о дополнительной поддержке инициативных проектов на местах: обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, велосипедных дорожек и автомобильных парковок», – сказал Антон Силуанов.
     В поправках предусмотрен еще целый ряд инициатив в части повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов и повышения качества планирования расходов, которые в комплексе позволят региональным властям достигать более высоких результатов на местах. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс приняты Госдумой в третьем чтении.

  • По информации Минфина России для компенсации снижения поступлений доходов региональных бюджетов и обеспечения их устойчивости регионам оказывается финансовая поддержка. На эти цели Правительством РФ предусмотрено 200 млрд рублей.

    Половину суммы - 100 млрд рублей - Минфин России перечислил в конце мая 56 регионам. Средства были направлены для оперативной поддержки бюджетов тех регионов, которые столкнулись со снижением доходов уже в апреле текущего года.

    Анализ поступлений доходов на 1 июня не выявил тенденций к серьезному ухудшению наполняемости региональных бюджетов. Поэтому предоставление второй части поддержки целесообразно осуществлять по итогам исполнения бюджетов за I полугодие в июле.

    В целом, концептуальные подходы, которые использовались при распределении первого транша поддержки, справедливы и актуальны, поэтому их следует сохранить.

    Оставшиеся средства будут распределены между регионами исходя из оценки снижения фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 1 июля 2020 года по сравнению с объемом поступлений доходов 2019 года, проиндексированного на прогнозный темп роста доходов 2019 к 2020 году и с учетом доли первоочередных расходов. Финансовую поддержку предлагается предоставить регионам с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности < 1,5.

    Это позволит осуществить справедливое распределение финансовой помощи на основе потребностей каждого региона. Соответствующие подходы обсудили на заседании Правительственной комиссии по региональному развитию.

  Ссылка на страницах Министерства финансов РФ в соцсетях:

        Фейсбук

        Инстаграм

        Вконтакте

  • На сайте Минфина России (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/support/map/) запущена интерактивная карта о выделении субсидий из федерального бюджета малому и среднему бизнесу наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики в регионах.

        На карте можно выбрать ваш регион и узнать количество получателей этой субсидии и общую сумму выплаченных им средств.

        С инфографикой можно ознакомиться на страницах Министерства финансов РФ в соцсетях:

        Фейсбук

        Инстаграм

        Вконтакте


  •  Республика Бурятия вошла в группу «Прогресс года» в рейтинге регионов России по уровню финансовой грамотности по итогам 2019 года.
По информации Министерства финансов Российской Федерации на состоявшейся 20 мая 2020 г. онлайн – конференции «Презентация 2-й волны Рейтинга финансовой грамотности регионов России. 

Финансовое просвещение как инструмент повышения уровня жизни населения» были объявлены результаты исследования уровня финансовой грамотности регионов России по итогам 2019 года, которое проводилось в каждом из 85 субъектов Российской Федерации. 

 Исследование было организовано в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.   Лидерами рейтинга стали:

Калининградская область Кировская область Республика Коми

 Прогресс года: 

  • Республика Адыгея
  • Республика Бурятия
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Республика Татарстан
  • Республика Тыва
  • Удмуртская Республика
  • Чеченская республика
  • Красноярский край
  • Ставропольский край
  • Амурская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Рязанская область
  • Свердловская область
  • Томская область
  • Ярославская область
  • Ямало Ненецкий автономный округ
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург

  Большинство регионов (71 из 85) продемонстрировали рост уровня финансовой грамотности населения.

Видеозапись онлайн - конференции доступна по ссылке:

Ссылка на видеозапись онлайн-конференции

Более подробно о результатах исследования можно узнать из пресс-релиза Министерства финансов РФ: 

Ссылка на текст пресс-релиза   

и на страницах Министерства финансов РФ в соцсетях:

Фейсбук

Инстаграм

Вконтакте



  •       В 2019 году Республика Бурятия демонстрирует высокие показатели по уровню открытости бюджетных данных в Российской Федерации.

  По итогам 3 завершенных этапов (из 10 утвержденных на 2019 год) Республика Бурятия вошла:

  - в группу с «очень высоким уровнем открытости бюджетных данных» по этапам «Первоначально утвержденный бюджет» и «Годовой отчет об исполнении бюджета»,

  -  в группу со «средним уровнем открытости бюджетных данных» по этапу «Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации».

  По оставшимся  этапам итоговая оценка будет произведена в январе 2020 г.


  • По итогам 2017 года Республика Бурятия вошла в число субъектов федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами

  Республике Бурятия по итогам оценки индикаторов качества управления региональными финансами за 2017 год Министерством финансов России была присвоена II-я,надлежащая степень качества управления региональными финансами.

  Рейтинг субъектов федерации по итогам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами размещен ниже.

Рейтинг



 

В рейтинге субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных в разделе «Первоначально утвержденный бюджет» Республика Бурятия заняла I-е место по Сибирскому федеральному округу

    В 2015 году в России началось составление рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.

Рейтинг составляется Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по заказу Министерства финансов Российской Федерации.

Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов РФ, увидеть, какая информация и в каком объёме предоставляется для граждан на разных этапах бюджетного процесса, насколько она актуальна и доступна.

Основная новация в 2017 году заключается в том, что открытость бюджетных данных будет оцениваться не ежеквартально, как в предыдущие годы, а по 9 разделам поэтапно.

29.05.2017 НИФИ обнародован рейтинг по первому разделу «Первоначально утвержденный бюджет».

В соответствии данными рейтинга Республика Бурятия заняла первое место в Сибирском федеральном округе (наряду с Новосибирской областью), набрав 11 баллов из 12 возможных. Среди всех субъектов Российской Федерации Республика Бурятия вошла в группу регионов – лидеров, располагающихся на 9-16 месте.  

С результатами рейтинга можно ознакомиться на сайте электронного журнала «Госменеджмент» в разделе РЕЙТИНГИ (http://gosman.ru/?rubrics=85).

Министерство финансов

Республики Бурятия

 




Реквизиты


ФИО, должность руководителя:
Мадаев Георгий Эдуардович, ВРИО министра финансов Республики Бурятия
Почтовый адрес:
Адрес: 670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Ербанова 7.
Электронная почта:
minfin03@icm.buryatia.ru
Телефоны справочных служб (в том числе по вопросам замещения вакантных должностей):
приемная:
(3012) 212290
Официальный сайт:
http://egov-buryatia.ru/minfin
Время приема граждан:
Каждая среда месяца с 14:00-16:00
ФИО и телефон руководителя подразделения, ответственного за прием обращений граждан:
Лаподуш Наталья Викторовна

(3012) 21-47-10