Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в 2015-2016 году

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА  ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ В 2015-2016 ГОДУ


В соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В образовательных организациях Республики Бурятия лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам предоставлены условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе для получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

В 29 детских садах города Улан-Удэ, что составляет 55 % от общего количества дошкольных образовательных организаций г. Улан-Удэ, функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. 69 групп посещают 1592 ребенка с ОВЗ и 154 ребенка-инвалида (7,7 % от общего числа воспитанников), в том числе дети с нарушениями речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, другого профиля.

Группы оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией) функционируют в ДОУ № 84, всего в 11 группах 213 детей.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Также в дошкольных образовательных организациях предоставляются дополнительные платные услуги, в том числе:

- занятия с логопедом (услугой воспользовались 370 детей);

- занятия с психологом (услугой воспользовались 207 детей).

В 2015-2016 учебном году во всех типах и видах общеобразовательных организаций республики обучается 4543 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 1205 детей с инвалидностью в обычных классах общеобразовательных школ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

На дому получают образование 1341 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

В двух общеобразовательных оздоровительных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты), одновременно получают образование 334 ребёнка.

В Республике Бурятия функционирует отлаженный механизм обучения детей в отдельных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью. Всего 12 коррекционных школ. При коррекционных школах для детей с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми речевыми нарушениями функционируют дошкольные группы.

Количество обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях в текущем учебном году составило 1462 человека.

Обучающиеся в коррекционных школах-интернатах обеспечиваются питанием, учебниками, учебными пособиями и иной учебной литературой, мягким и жестким инвентарем, услугами сурдопереводчиков. Практически все педагогические работники коррекционных школ владеют специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеют дефектологическое образование.

В Республиканском центре образования и психолого-медико-социальной помощи обучается с использованием дистанционных информационно-коммуникационных образовательных технологий 196 детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся на длительном лечении.

Организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в онкологическом и нефрологическом отделениях Детской республиканской клинической больницы, где оборудованы рабочие места для детей, обеспечен доступ к сети Интернет, поставлено специализированное компьютерное оборудование.

Инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования, компьютерное оборудование оставляется для его дальнейшего использования при получении профессионального образования.

Как подразделение Республиканского центра образования и психолого-медико-социальной помощи функционирует республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия (РПМПК). Она осуществляет обследование детей, выдаёт рекомендации по дальнейшему образованию в соответствии с психофизическими и интеллектуальными возможностями ребенка, проводит индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) детей, обратившихся на комиссию, для педагогов и специалистов всех образовательных организаций республики.

Во многих общеобразовательных школах республики создаются условия для безбарьерной среды: в основном, это пандусы, поручни, расширенные дверные проёмы.

Полностью отвечают требованиям безбарьерной среды школы № 2 г. Кяхта и № 65 г. Улан-Удэ.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» сформирована сеть из 58 базовых общеобразовательных школ, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, предусматривающие универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов. В 2015-2016 году в школах, где создана доступная среда, обучается 263 ребенка с ОВЗ. Обучены педагоги, работающие с данной категорией детей.

Для полноценного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях (городских округах) созданы службы психолого-медико-социальной помощи в различных формах: методические объединения, мобильные группы, психолого-педагогические центры, консультационные пункты.

В отдельных муниципальных образованиях при школах открыты социальные гостиные, где ежедневно проводятся различные виды коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практически каждая муниципальная школа дополняет перечень образовательных программ, прилагаемый к лицензии образовательной организации, программами для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (адаптированными основными общеобразовательными программами), чтобы иметь право обучать таких детей.

На кафедре педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования с 2005 года осуществляется переподготовка педагогов с высшим образованием по специальности «Логопедия», с 2006 года - по специальности «Олигофренопедагогика», проводятся курсы повышения квалификации для педагогов и дефектологов образовательных организаций всех видов и типов.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 мая 2013 г. № 258 утверждена концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия. Концепцией определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений.

Утвержден Межведомственный план мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Республике Бурятия.

Минобрнауки России разработаны и утверждены федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Для обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) необходимо проведение ряда мероприятий по созданию нормативно-правового, методического, аналитического, организационного, кадрового, финансово-экономического, информационного обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.

Мероприятия реализуются в соответствии со сроками Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 11 февраля 2015 года № ДЛ-5/07вн.

На основе вышеуказанного Плана действий нами разработан и утвержден региональный план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С 2014 года две наших коррекционных школы являются пилотными площадками по экспериментальному внедрению федерального образовательного стандарта образования детей с ОВЗ в числе 17 регионов Российской Федерации.

В данных школах обеспечены материально-технические условия, необходимые для экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ. Повышен уровень профессиональной компетентности педагогов. Разработаны и апробированы образовательные программы, учебно-методические комплекты по вопросам внедрения ФГОС образования детей с нарушениями зрения и слуха.

С 2012 года в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха реализуется проект реабилитации детей после кохлеарной имплантации под руководством методиста НИИ ЛОР г. Санкт-Петербурга О.В. Зонтовой. В СКОШИ I-II вида на сегодня обучается 30 имплантированных детей разного возраста. Слухоречевую реабилитацию такой категории детей проводят сурдопедагоги, имеющие сертификаты обучающих семинаров. Целенаправленная, систематическая работа по реабилитации дает положительные результаты: 4 имплантированных учащихся продолжают обучение в общеобразовательных школах республики. По данному направлению в ноябре 2015 года проведен Всероссийский тематический круглый стол по сопровождению детей после кохлеарной имплантации.

При обучении детей-инвалидов в общих классах муниципальных общеобразовательных организаций установлен более высокий норматив - повышающий коэффициент 1,2 к соответствующему нормативу финансового обеспечения.

Большое внимание уделяется развитию спортивного направления среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительную работу в данном направлении проводит Бурятское региональное отделение «Специальная Олимпиада России», которое осуществляет деятельность, направленную не только на развитие физических способностей детей с интеллектуальными нарушениями, но и на развитие личности в целом.

Учащиеся коррекционных школ участвуют в общероссийских и международных спортивных мероприятиях, занимают призовые места. Так, на всемирной специальной олимпиаде в Лос-Анджелесе (США) ученик Иройской коррекционной школы Карбин Леонид в июле 2015 года завоевал серебряную медаль.

С целью обмена информацией о достижениях в сфере организации образовательного процесса, спортивной деятельности, учебно-методических разработок; для содействия по созданию необходимых условий по обеспечению сотрудничества, обмена учителями и воспитателями школ, для проведения совместных образовательных, культурных, спортивных мероприятий три наших коррекционных школы для детей с интеллектуальными нарушениями заключили соглашения и договоры о международном сотрудничестве с коррекционными школами г. Улан-Батор Монголии (коррекционные школы № 25, № 63, № 55). В рамках соглашений проводятся встречи педагогов, обмен опытом: открытые уроки, мастер-классы, семинары, конференции.

Инвалиды, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты.

В профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства назначается государственная социальная стипендия.

В целях реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей инвалидов (далее - ИПРА) в 2015-2016 учебном году в регионе было заключено соглашение о взаимодействии,  организовано электронное взаимодействие между Министерством образования и науки Республики Бурятия и федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Бурятия»); получено программное обеспечение, логин и пароль для доступа к базе данных – «витрине» МСЭ, содержащей ИПРА инвалидов (ИПРА детей-инвалидов). Издан приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 21.09.2016 № 1447 «Об утверждении Порядка работы органов управления образования по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», определено ответственное лицо с предоставлением соответствующих полномочий, организован учет выписок из ИПРА, предоставленных ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Бурятия». 


Реквизиты


ФИО, должность руководителя:
Жалсанов Баир Баторович

Министр образования и науки Республики Бурятия

Почтовый адрес:
670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, д.47, каб. 414

Электронная почта:
minobr@govrb.ru
Телефоны справочных служб (в том числе по вопросам замещения вакантных должностей):
приемная:
8 (3012) 21-49-15
Официальный сайт:

Время приема граждан:
Личный прием граждан осуществляется в последний четверг месяца, с 14.00 - 17.00
ФИО и телефон руководителя подразделения, ответственного за прием обращений граждан:
Саргаева Любовь Кимовна

8 (3012) 21-27-23