Образовательный округ является объединением организаций, расположенных на определенной территории и обеспечивающих возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. В образовательный округ должно входить не менее трех организаций, две из которых являются общеобразовательными. В округ также могут вступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации (далее – участники), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Под образовательным комплексом понимается организация, реализующая образовательные программы всех уровней общего образования.
Образовательные округа и комплексы в Республике Бурятия:
Район (город) |
Образовательные округа (ОО) / комплексы (ОК) |
Организации-
участники округа |
отчеты МО |
||||||||
доу | ооу | дод | спо | ку. | сп. | здр | др. | всего |
|
||
г.Улан-Удэ | ОО "Содружество" | 6 | 4 | 10 | 2015 | ||||||
ОК на базе СОШ №32 | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||
ОК на базе СОШ №38 | 2 | 2 | |||||||||
ОК на базе СОШ №64 | 2 | 2 | |||||||||
ОК на базе СОШ №35 | 1 | 1 | 3 | ||||||||
ОК на базе СОШ №5 | 2 | 2 | |||||||||
ОК на базе СОШ №58 | 2 | 2 | |||||||||
ОК на базе МБОУ "Лицей №27" | 1 | 1 | 1 | ||||||||
ОК на базе СОШ №48 | 2 | 1 | 3 | ||||||||
Баргузинский | Баргузинский ОО "Байкальская перспектива" | 3 | 2 | 3 | 7 | ||||||
Усть-Баргузинский ОО | 3 | 2 | 2 | 7 | |||||||
Улюнский ОО | 2 | 2 | 4 | ||||||||
Баянгольский ОО | 2 | 4 | 6 | ||||||||
Уринский ОО | 2 | 2 | 5 | ||||||||
Баунтовский | ОО Баунтовского района | 2 | 2 | 4 | |||||||
Бичурский | ОО "Бичурский" | 6 | 6 | 2 | 14 | ||||||
ОО "Окино-Ключевский" | 5 | 6 | 2 | 13 | |||||||
ОО "Мало-Куналейский" | 7 | 6 | 2 | 15 | |||||||
ОО "Шибертуйский" | 3 | 4 | 2 | 9 | |||||||
Джидинский | Западный ОО "Перспектива" | 8 | 8 | 1 | 17 | 2015 | |||||
Восточный ОО "Найдал" | 5 | 10 | 15 | ||||||||
Центральный ОО | 7 | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 19 | ||||
Еравнинский | Сосново-Озерский ОК №1 | 2 | 1 | 3 | |||||||
Сосново-Озерский ОК №2 | 2 | 1 | 3 | ||||||||
Сосново-Озерский ОК №3 | 2 | 1 | 3 | ||||||||
Заиграевский | Онохойский ОО | 4 | 7 | 2 | 1 | 14 | 2015 | ||||
Заиграевский ОО | 5 | 5 | 2 | 12 | |||||||
Новобрянский ОО | 5 | 6 | 11 | ||||||||
Ацагатский ОО | 2 | 6 | 8 | ||||||||
Эрхирикский ОО | 2 | 3 | 5 | ||||||||
Новоильинский ОО | 5 | 6 | 1 | 12 | |||||||
Закаменский | ОО в МАОУ «Закаменская СОШ 1» | 6 | 5 | 1 | 12 | ||||||
ОО в МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» | 5 | 4 | 1 | 10 | |||||||
Санагинский ОО | 5 | 5 | 1 | 11 | |||||||
Баянгольский ОО | 5 | 5 | 10 | ||||||||
Михайловский ОО | 7 | 7 | 14 | ||||||||
Иволгинский | Иволгинский ОО | 1 | 1 | 1 | 3 | 2015 | |||||
ОО «Перспектива» | 1 | 4 | 5 | ||||||||
Оронгойский ОО | 3 | 4 | 7 | ||||||||
Нижне-Иволгинский ОО | 2 | 3 | 1 | 3 | 9 | ||||||
Кабанский | Кабанский ОО «Территория роста» | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 14 | 2015 | |||
Выдринский СКК «Формула сотрудничества» | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 13 | ||||
ОО «Пеликан» («Шигаевская СОШ») | 1 | 5 | 1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 16 | |||
Кижингинский | ОК "Хуртэйский" | 1 | 1 | 2 | |||||||
ОК "Ульзытуйский" | 1 | 1 | 2 | ||||||||
ОК "Верхнее-Кижингинский" | 1 | 1 | 2 | ||||||||
ОК "Сулхаринский" | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||
ОК "Усть-Оротский" | 1 | 1 | 2 | ||||||||
ОК "Оротский" | 1 | 1 | 2 | ||||||||
ОК "Кодунский" | 1 | 1 | 2 | ||||||||
Курумканский | Муниципальный ОО "Булаг" | 3 | 3 | 1 | 7 | ||||||
Курумканский ОО | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | ||||||
Барагханский ОО | 2 | 2 | 1 | 5 | |||||||
Восточный ОО | 2 | 2 | 4 | ||||||||
Северный эвенкийский округ | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | ||||||
Кяхтинский | ОО №1 г.Кяхта | 3 | 5 | 2 | 10 | ||||||
ОО №2 г.Кяхта | 3 | 3 | 2 | 1 | 9 | ||||||
Наушкинский ОО | 3 | 3 | 3 | 2 | 9 | ||||||
Тамирский ОО | 1 | 2 | 2 | 5 | |||||||
Кударинский ОО | 4 | 5 | 3 | 1 | 13 | ||||||
Большелугский ОО | 2 | 3 | 5 | ||||||||
Большекударинский ОО | 1 | 2 | 1 | 4 | |||||||
Мухоршибирский | ОО "Тугнуйский" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||
Муйский | ОО "Муйский" | 6 | 5 | 3 | 1 | 15 | 2015 | ||||
Окинский | ОО"Монголжон" | 2 | 2 | 2015 | |||||||
Прибайкальский | Ильинский ОО | 5 | 2 | 1 | 1 | 9 | 2015 | ||||
Ильинский округ ДОУ | 7 | 7 | |||||||||
Таловский школьный округ | 2 | 1 | 3 | ||||||||
Гимназический школьный округ | 3 | 2 | 5 | ||||||||
Турунтаевский округ | 4 | 2 | 6 | ||||||||
Турунтаевский округ ДОУ | 6 | 6 | |||||||||
Туркинский школьный округ | 4 | 1 | 5 | ||||||||
Туркинский округ ДОУ | 3 | 1 | 4 | ||||||||
Северо-Байкальский | Образовательный округ "Уоянский" | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 | 2015 | |||
г.Северобайкальск | Единый ОО г.Северобайкальск | 4 | 5 | 4 | 13 | ||||||
Селенгинский | Городской ОО г.Гусиноозерск | 9 | 5 | 3 | 2 | 3 | 2 | 24 | |||
Загустайский ОО | 3 | 5 | 3 | 1 | 3 | 15 | |||||
Новоселенгинский округ | 4 | 5 | 1 | 3 | 1 | 2 | 16 | ||||
Селендумский ОО | 7 | 6 | 1 | 2 | 1 | 17 | |||||
Тарбагатайский | ОО "Надежда" | 2 | 3 | 1 | 5 | 11 | 2015 | ||||
Тункинский | Нижний ОО | 2 | 2 | 8 | 2015 | ||||||
Жемчугский ОО | 3 | 4 | 7 | ||||||||
Аршанский ОО | 8 | 6 | 14 | ||||||||
Центральный ОО | 3 | 3 | 4 | 10 | |||||||
Верхний ОО | 5 | 4 | 9 | ||||||||
Хоринский | Центральный ОО №1 | 1 | 4 | 1 | 6 | 2015 | |||||
Центральный ОО №2 | 1 | 3 | 1 | 5 | |||||||
ИТОГО | 239 | 294 | 66 | 5 | 39 | 15 | 12 | 25 | 695 |
Условные обозначения: доу - организации дошкольного образования; ооу - организации -общего образования; дод - организации дополнительного образования детей; ку - организации культуры; спо - организации спорта; здр.- организации дравоохранения; др. - другие (социальные партнеры, органы местного самоуправления. др.)
Из истории вопроса: Федеральный эксперимент по созданию образовательных округов был начат Правительством России в 2003 году. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах образовательных округов.
С 2003 года эксперимент реализовывался на территории одного региона - Самарской области. В 2005 году Правительство России приняло решение о пролонгации эксперимента и расширении состава его участников. В 2006-2008 годах в эксперименте принимают участие 6 регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации (например, Алтайский край) приступили к такой трансформации самостоятельно.
В 2013-2014 годах Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен анализ опыта создания образовательных округов (далее – округов) в субъектах РФ. По результатам анализа были выделены три модели: межмуниципальные образовательные округа (Самарская, Астраханская область, Алтайский край), образовательные округа внутри муниципального образования (Республика Карелия г.Петрозаводск), образовательные комплексы (г.Москва). В отдельных субъектах выделялось дополнительное региональное финансирование на создание округов и учреждений, обслуживающих их территории. При этом только один субъект (Самарская область) сообщает об экономическом эффекте мероприятия: уменьшении затрат на финансирование управляющего состава системы образования: 2001г. – 5%, 2008 – 1,5%. Данных, свидетельствующих о повышении качества и доступности образовании, экономии ресурсов в результате объединения учреждений в образовательные округа не приводилось.
Модели образовательных округов в условиях Республки Бурятия:
Модель объединения муниципальных образовательных систем в один округ, характерная для регионов с большой административно-территориальной «раздробленностью» (опыт Самарской области, Алтайского края), не подходит для применения в Бурятии, т.к. республика обладает большой территорией при низкой плотности населения. Сформированная система управления образованием оптимально обслуживает население в рамках территорий муниципальных образований Бурятии. Объединение районов в округа несет риск увеличения экономических издержек, сложностей межбюджетных отношений при нулевой эффективности в части влияния на качество образования.
Модель объединения в округа нескольких учреждений внутри муниципального образования возможна в двух вариантах:
- слияние в образовательный комплекс школы с детским садиком при реорганизации последнего в структурное подразделение школы: в данном случае отсутствует экономия бюджетных ресурсов, т.к. ставку заведующей детским садиком придется заменить на ставку руководителя структурного подразделения дошкольного общего образования с учетом специфики образовательного процесса, переходящего в настоящее время на новый федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования. При данной модели преимущество получат родители воспитанников детского сада, чьи дети автоматически будут поступать в школу образовательного комплекса. При этом родители детей, не посещавших данный детский сад, но проживающих по микрорайону, закрепленному за школой, могут быть ущемлены в правах, т.к. дети из детского сада получат преимущество при поступлении в школу при ограниченном количестве мест в первых классах. В г.Улан-Удэ есть примеры объединения школы и садиков – СОШ №35, СОШ 32, планируется присоединение детского сада №105 к Лицею 27.
В образовательный комплекс могут также быть присоединены более одной школы и сада (опыт Москвы), но данный вариант, без существенных вложений (например, для оснащения оборудованием, привлечения высококвалифицированных кадров и увеличения норматива финансирования профильной школы на старшей ступени обучения), при отсутствии экономической эффективности несет высокий риск социальной напряженности. Так конфликты при попытках объединения соседних школ в г.Улан-Удэ и г.Гусиноозерск в 2013 году в рамках исполнения поручения по образовательным округам не позволили муниципальным управлениям образования продолжить процесс создания округов, используя данную модель.
- модель образовательного округа на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, а также необразовательных учреждений культуры и спорта также не принесет экономической эффективности, т.к. будет основана лишь на согласовании планов образовательной деятельности (муниципальных и государственных зданий, планов мероприятий), совместного использования материально-технической базы (на основе договорных отношений в пределах имеющихся не в полном объеме используемых площадей и специалистов).
Рассматриваемая модель не требует дополнительного финансирования и нормативного регулирования. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РБ от 25.07.2014 №1246 "Об образовательных округах в Республике Бурятия"
Программа развития образовательных округов и поддержки школ в сложных социальных условиях
Методические рекомендации по развитию образовательной сети Минобрнауки России от 04.05.2016