Инклюзивное образование в Республике Бурятия
Безусловно, в особой заботе государства нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. В Республике Бурятия в настоящее время обучается 5185 детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 184 ребенка (3,5%) больше чем в предыдущем году.
В муниципальных школах обучается 3237 детей с ОВЗ, что составляет 2,4%, из них 62,3% (2016) детей посещают школу (в рамках инклюзивного образования), 37,7% (1221) обучается на дому; в государственных общеобразовательных школах обучаются 1887 детей с ограниченными возможностями здоровья (40%), из них 1733 детей в коррекционных школах (36,7%), 1705 (38,5%) детей посещают школы, 182 (3,9%) обучаются на дому. 58 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в вечерних школах и 3 в негосударственных.
Главной задачей является обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, а также доступную среду.
Деятельность Министерства в данном направлении предусматривает разработку механизмов взаимодействия с ведомствами, заинтересованными в создании условий для социализации детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, а также семей, имеющих детей-инвалидов.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе определение формы и степени его интеграции в образовательную среду решается родителями (законными представителями) детей, но с учётом рекомендаций Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии.
Согласно ст. 79 Закона об образовании в Российской Федерации в общеобразовательных школах создаются условия: разработка и использование специальных адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания; приобретение специальных учебников, и дидактических материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента, по рекомендациям РПМПК и др.
Обучение на дому по индивидуальным учебным планам (ИУП) осуществляется в республике согласно 272 Постановления Правительства РБ от 16.06.2014 г.
Получают распространение формы получения образования на основе использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В 2018-2019 учебном году в Республиканском Центре образования обучается 190 детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать дневные школы. Также Центром организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в онкологическом отделении Детской республиканской клинической больницы, где оборудованы рабочие места для детей, обеспечен доступ к сети Интернет, установлено специализированное компьютерное оборудование.
В 4-х профессиональных образовательных организациях, осуществляют подготовку детей-инвалидов и детей с ОВЗ по программам профессионального обучения, в том числе выпускников коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями. Численность обучающихся составляет 153 человека.
В Бурятском республиканском информационно-экономическом техникуме обучаются по профессии «Повар»; «Штукатур, маляр», «Столяр, плотник». На базе техникума создан Центр карьеры трудоустройства инвалидов.
В Бурятском республиканском техникуме пищевой и перерабатывающей промышленности реализуются программы профессионального обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ (выпускников коррекционных школ для детей с УО (ИН)): «Изготовитель мясных полуфабрикатов» и «Швея».
В Хоронхойском филиале Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологий обучаются по программам профессионального обучения - «Маляр строительный», «Штукатур».
Политехнический техникум (Каменский филиал) реализует программы профессионального обучения: «Повар», «Столяр».
В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» в прошлом году субсидии получили 4 образовательных организации (учреждение дополнительного образования - 1, коррекционная школа – интернат - 2, детский сад - 1) в размере – 6,0 млн. руб. Финансовые средства направлены на создание архитектурной доступности учреждений, приобретения учебного и реабилитационного оборудования. В 2019 году в государственной программе «Доступная среда» примут участие 1 дошкольное учреждение Муйского района, 1 учреждение дополнительного образования Джидинского района и 2 специальные (коррекционные) школы-интерната г. Улан-Удэ и Заиграевского района.
С 1 сентября 2018 года все муниципальные общеобразовательные школы обеспечены педагогами – психологами. Данные педагоги начали работу по кустовому и сетевому принципу. Для организации психологической помощи в образовательных учреждениях Приказом МОиН РБ от 02.04.2018 г. № 597 в Республиканском центре образования создано структурное подразделение - Центр психолого-педагогического сопровождения.
В целом образовательная политика Республики Бурятия ориентирована на развитие инклюзивных процессов и имеет программный характер. В январе 2017 г. приказом Министерства образования и науки РБ утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению полной потребности детей-инвалидов в дошкольном образовании в Республике Бурятия.