Дети поколения "Альфа" в Бурятии.Что нужно знать про этих детей?


Вы когда-нибудь задумывались, что у каждого поколения людей есть разные ценности, привычки, особенности поведения и таланты? Совсем недавно нам рассказывали про поколение Z и его особенности, но уже подходит время рассказывать о новом поколении



Поколение Альфа — это дети младше десяти лет и все те, кто родятся в ближайшие годы. Исследователи, психологи уже говорят о намечающихся трендах: альфы переживут цифровую революцию в образовании, будут жить в мире роботов, станут осваивать по пять профессий за жизнь, смогут жить до ста лет и возьмутся за экологию уже всерьез (потому что другого выхода не будет).

Сейчас можно говорить не столько о постоянных свойствах, сколько о намечающихся тенденциях этого поколения — и предполагать, какими взрослыми станут сегодняшние дети.

Именно на исследования вопроса «Какое поколение растет в нашей Бурятии, какие у него таланты и способности и как правильно его развивать?» направлена ежегодная совместная работа Министерства спорта и молодежной политики РБ и проекта Профконтур компании Байкалсофт.

 

Весной 2020 года в Бурятии на онлайн-платформе Профконтур, с помощью современных дистанционных технологий было проведено очередное масштабное республиканское тестирование детей в возрасте поколения Альфа (5-8 класс). Исследования были посвящены определению талантов и способностей, выявлению интереса к профессиональной деятельности. Тестирование прошли 19 095 детей со всех районов Республики. Особенностью данного мониторинга состояла еще и в том, что в тестировании участвовали родители.

10 440 родителей Бурятии оценили таланты своих детей и ответили на вопросы о воспитании, обучении и профобразовании.

 

Так какое же оно поколение «Альфа» в Бурятии?

 

1.      Дети "Альфа" ценят персонализацию и индивидуальный подход каждому

 

Если три предыдущих поколения в детстве мечтали полететь в космос, то альфы Бурятии хотят более приземленных, но не менее грандиозных вещей:

 

Тренд первый «Поможем планете» - 78% детей отмечают что им интересны земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы, окружающая среда, естественно-научные процессы и исследования. В своей будущей деятельности они хотят придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, преобразовывать, оценивать, разбираться, проверять,

При этом у 89% отлично развит кинестетический тип интеллекта, который им помогает активно исследовать окружающий мир, развивать до совершенства свои физиологические навыки.

60% альфиков Бурятии считают, что у них развиты интеллектуальные способности, а это значит, что они умны не по возрасту, умеют размышлять, любят читать в том числе сложную литературу, легко оперируют логическими и абстрактными понятиями, устанавливают причинно-следственные связи, любят решать сложные задачи, анализировать события и явления и их успеваемость может не всегда совпадать с уровнем их интересов или способностей. Нужно отметить, что родители несколько иначе оценили своих детей, они считают, что интеллектуальные способности развиты только у 47% их отпрысков.

 

Тренд второй «Технологии для изменения мира» - 66 % ребят из Бурятии считают, что технологии будут править миром, поэтому их интересы - условные обозначения, шифры, коды, языки формулы, символы, схемы, графики. Вездесущность технологий приводит альфиков к повышенной цифровой грамотности и быстрому вхождению в контакт с онлайн-миром. С младенчества у Альфов формируется многоканальность жизни: они бесшовно переходят из онлайна в офлайн и обратно.

89 % ребят Бурятии имеет развитый визаульно-пространтвенный интеллект и у них есть способность оперировать мыслительными процессами в трех измерениях, они обладают пространственным мышлением и воображением, мыслят образами и «картинками».

 

Самый высокий показатель (77% !) по самооценке талантов у альфиков Бурятии занял критерий «Творческий». Ребята считают, что отличаются нестандартным мышлением, способны предложить оригинальные, нестандартные решения, не боится экспериментов, проверок новых идей, способны генерировать множество своих идей или развивать идеи других. Как жаль, что взрослые недооценивают этот замечательный талант, и только 47% родителей разгядели эту одаренность у своего ребенка.

Задумайтесь взрослые! Примерно 90 % современных детей уже к 2 годам умеют пользоваться планшетами, и почти каждый имеет личный гаджет. Можно с уверенностью сказать, что к тому времени, как дети Альфа вырастут, они будут жить в особом технологическом пространстве.

 

Тренд трений «Самореализация и помощь другим» - еще одна значимая тема для альфиков. Исследователи из международных агенств считают, что у альфиков отмечается обостренное чувство справедливости, а главной ценностью они считают возможность быть таким, какой ты есть.Они ценят себя вне зависимости от пола, расы, и более уважительно относиться к другим людям во всем их разнообразии. Для детей Альфа важно делиться своими переживаниями и радостями не только с близкими, но и с совершенно посторонними людьми. Результаты тестирования в Бурятии подтвердили этот факт - 61% детей интересует профессиональная деятельность, которая непосредственно связана с взаимодействием с другими людьми.

У 88% ребят отлично развит межличностный интеллект, а это значит, что имеется высокий уровень эмпатии, умение оказать помощь и поддержку, успешная реализация в социальном взаимодействии, могут иметь лидерский потенциал.

62% детей из Бурятии считают, что у них развиты лидерские качества и они имеют достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, умеют принимать решения, которые важны для группы.

 

Уже сейчас поколение Z вдохновляется Павлом Дуровым, Илоном Маском, Марком Цукербергом и Хидэо Кодзимой, а на смену уже идет поколения Альфа и они обязательно примут эстафетную палочку и будут стремится построить свою собственную вселенную — то есть бизнес на основе своего увлечения и таланта.

С учетом времени и героев речь, скорее всего, пойдет о цифровом предпринимательстве, биотехнических стартапах или каких-то других инновационных отраслях.

Альфам придется постоянно получать новые навыки, обновлять свои знания и бороться с машинами за место под солнцем.

Вот в этом вопросе педагогам Бурятии стоит задуматься так как всего 47 % детей отметили, что у них есть способность легко получать знания, развита любознательность, умение делать выводы и обобщения. Родители критерий по академической одаренности детей оценили еще более пессимистично, посчитав что только у 31% их детей развита способность легко усваивать знания.

 

Какие же качества, таланты и способности нужно сейчас развивать у поколения детей - Альфа в Бурятии?

 

Исследование показало, что на очень низком уровне по результатам самооценки, а также по результатам оценки родителей находится критерий «техническая одаренность».

Странно не правда ли? Но факт в том, что только 10% ребят и 19 % родителей отметили, что есть талант к техническому, инженерному и конструкторскому творчеству. Интерес ребят к профессиональной деятельности, связанной с техническими системами, машинами, механизмами, агрегатами так же не очень высок.

 

Необходимо развивать умение мыслить, хорошо запоминать информацию, иметь хорошее произношение, богатый словарный запас (лингвистический интеллект), а также

умение быстро распознать причину и следствие, способность к анализу, прогнозированию, решению логических задач (математико-логический интеллект)

 

 

Особой темой исследования выделено психологическое здоровье поколения Альфа в Бурятии.

У 11,2% современных детей диагностированы психологические проблемы

Как известно, реальные отношения заменить невозможно. Именно они наполняют нас, поддерживают и развивают способность к диалогу, эмпатии и считыванию вербальных и невербальных сигналов. Планшет не заменит маму и папу, а социальные сети — друзей. Нужно обратить внимание, что психоэмоциальное состояние детей в Бурятии как показало тестирование нестабильное.

83% ребят, прошедших тестирование, периодически испытывают тревожность, а 11% ребят (это почти 2 100 человек) отметили, что состояние психоэмоционального напряжения испытывают постоянно.

Необходимо учитывать, что Республика Бурятия в числе лидеров по числу детских суицидов, таким образом практика настоящих чувств в семье, обучение навыкам общения, поддержка семейных и культурных ценностей станет основой благополучия наших альфиков в будущем.

 

 

Что думают о воспитании поколения Альфа родители-миллениалы и представители поколения Х?

 

Каждое поколение старается быть «не такими, как наши родители», но «предки» очень сильно влияют на формирование каждого следующего поколения. Миллениалы (1983- 1990) и поколение Х ((1965—1982) все чаще выбирают осознанное родительство, и стремятся сохранять баланс между своей взрослой жизнью и временем, проведенным с детьми. Новый тип родительства, по мнению исследователей, подразумевает тип отношений «дружба и поддержка», который сильно отличается от предыдущего типа «ведущий — ведомый».

Результаты проведенного с помощью онлайн-платформы Профконтур анкетирования родителей (большинство родителей в Бурятии - 10 440 человек говорят о том, что придерживаются традиционных взглядов воспитания и они считают, что для детей самое важное это прививать самодисциплину, трудолюбие, организованность (78%) , воспитывать честность и доброту (77%) , а так же считают обязательным дать хорошее образование ребенку (70%).

Что вкладывают родители в понятие «хорошее образование - тема уже другого исследования, но по данным исследователей примерно 40 % детей-альфа не получат высшего образования в силу того, что мир меняется настолько быстрыми темпами, что нынешние дети будут осваивать профессии, которых ещё не существует и им не обучают в университетах. Выбирать профессию на всю жизнь уже нет нужды, да и постигать ее на базе фундаментального высшего образования — тоже. По прогнозам, самым взрослым из альф придется за свою жизнь сменить 17 работодателей в 5 сферах деятельности.

Поэтому они должны будут иметь множество софт-навыков и периодически оперативно получать новые хард-скиллы.

Что же оказалось на самых низких позициях опроса о главном воспитании?   Родители ответили, что это формирование гражданской позиции, убеждений (10%), приобщение к национальной культуре (9%), воспитание искренней веры в высшие силы (4%) и приобщение к демократическим ценностям (3%).

По результатам опроса можно сделать прогнозы над какими программами стоит задуматься руководству Республики и Министерствам, отвечающим за вопросы образования воспитания и поддержки института семьи.

 

На вопрос «Что должно определять выбор будущей профессии ребенка?

самый популярный ответ «Интерес к профессии», так ответили 86% родителей, участвующих в тестировании. На вторую позицию они поставили способность к данной профессии (67%) и только на третьей позиции проявился критерий материального благополучия т.е. профессия должна быть денежной (50%).

Самое интересное, что всего 10% родителей считают, что их мнение обязательно должен учитывать ребенок в выборе будущей профессии. И лишь 14% родителей считают, что необходимо учитывать при выборе потребность региона в кадрах.

 

 

 

Итак, наши дети родились в цифровую эпоху, виртуальный и реальный миры почти одинаковы для них. Сейчас для детей нет особой разницы, как воспринимать информацию — через экран смартфона или в реальной жизни. Виртуальная реальность для них не менее ценна.

 

И уже 5-й год проводимое Министерством молодежи и спорта и проектом Профконтур компании «Байкалсофт» дистанционное тестирование подтверждает, что онлайн технологии детьми воспринимаются отлично, так в условиях самоизоляции наблюдался самый большой охват виртуального тестирования по сравнению за прошедшими годами. Поколение альфа растет в мире, где все меньше реальных социальных связей и больше онлайн-взаимодействий

Современным Альфикам сложно думать о конкретных профессиях не только в силу возраста, но и из-за тех изменений, которые происходят в мире. Структура рынка труда динамично меняется, многие специальности исчезают, а какие появятся на их месте, пока предсказать сложно.

Сегодня все больше ученых говорят об искусственном интеллекте, который развивается так интенсивно, что, возможно, нам придется вскоре с ним конкурировать. А единственный способ конкуренции с роботами — это развитие эмоционального интеллекта (El), который недоступен машинам. El — это некий набор навыков, который позволяет распознавать и понимать чужие эмоции и намерения, а также контролировать свои, чтобы решать практические задачи.

Но надо понимать, что в их возрасте не всегда есть точное понимание будущей профессиональной деятельности — да это и не важно. Главное, как мы поняли, спасти планету, внедрить технологии, развиваться самому и взаимодействовать с другими

роботизация, скорее всего, достигнет своего пика тогда, когда это поколение должно будет стать основной рабочей силой мира. Однако роботы, по крайней мере вначале, не смогут занимать креативные позиции — сценарист, креатор, художник. Они возьмут на себя все технические работы и процессы, а людям оставят творчество!

 

 

 

 

СПРАВОЧНО

В апреле-мае 2020, в период всеобщего карантина во всех районах Республики Бурятия проходила реализация проекта «Ранняя профориентация и определение ведущих способностей у обучающихся 5-8 классов в Республике Бурятия с применением технологий онлайн-тестирования на цифровой платформе Профконтур»

 

В проекте приняло участие 276 учебных заведений из 23 районов Республики Бурятия. Всего по Республике приняло участие 19095 детей и 10440 родителей.

Самое активное участие в проекте приняли:

г.Улан-Удэ (8475 детей и 4810 родителей из 50 учебных заведений)

Селенгинский район (         1518 детей и 822 родителей из 20 учебных заведений)

Кабанский район (1120 детей и 650 родителей из 20 учебных заведений)

Кяхтинский район (1008 детей и 510 родителей из 20 учебных заведений)

Курумканский и Окинский районы обеспечили участие всех учебных заведений района и большой охват участников.

Онлайн-тестирование проходило на сайте «Профконтур»с помощью дистанционных технологий по методике «Первая ступень. Таланты и способности»

Данную методику, состоящую из пяти тестов для детей и двух для родителей) можно применять на любом этапе профдиагностики, начиная с 8 лет. Прохождение методики позволяет получить детям и их родителям результаты, которые помогут определить способности и таланты ребенка, выбрать направление основного или дополнительного образования и помочь в профессиональном самоопределении.

Реквизиты


ФИО, должность руководителя:
Дамдинцурунов Вячеслав Анатольевич- министр
Почтовый адрес:
670001, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, д.8
Электронная почта:
minsportmol@govrb.ru
Телефоны справочных служб (в том числе по вопросам замещения вакантных должностей):
приемная:
(3012) 21-45-36
Официальный сайт:
В социальных сетях:
Instagram
Вконтакте 
Facebook
YouTube
Время приема граждан:
15:00 - 17:00
ФИО и телефон руководителя подразделения, ответственного за прием обращений граждан:
Шодорова Анастасия Алексеевна (3012) 21-74-19