Министерство здравоохранения Бурятии принимает предложения от жителей республики по Стратегии развития до 2035 года
Проект раздела 5.1. «Здравоохранение»
Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия
на период до 2035 года
Республика Бурятия по соотношению естественного прироста и смертности находится среди благополучных регионов России, при этом ожидаемая продолжительность жизни с 2008 года хотя и увеличилась на 6,2 года до 70,69 лет в 2017 году, все еще остается ниже среднероссийского показателя на 2 года.
Анализ медико-демографической ситуации в Республике Бурятия свидетельствует как о необходимости развития системы профилактических мер, связанных с пропагандой здорового питания и образа жизни, так и дальнейшего развития системы здравоохранения, направленного на повышения качества диагностики, доступности и качества медицинской помощи, особенно по проблемным направлениям для региона, связанным с повышенной смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, заболеваний пищеварительной системы и внешних причин.
В целом текущее состояние здравоохранения в Бурятии характеризуется следующими проблемами:
- Дефицитность финансирования системы здравоохранения республики (дефицит покрывался за счет средств республиканского бюджета в 2016-2017 годы и составлял 1,2 – 1,5 млрд. руб.).
- Недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом особенно в сельских медицинских учреждениях. Так, на начало 2018 года порядка 48 ФАПов из 332 остаются неукомплектованными. Обеспеченность врачами в Республике Бурятия остается ниже среднероссийского показателя.
- Материально-техническая база медицинских учреждений Республики Бурятия, несмотря на проводимые капитальные ремонты и закуп нового оборудования требует дальнейшей модернизации и обновления в связи с общим высоким износом (порядка 80%).
- Потребность в постоянном совершенствовании внутренних процессов в том числе с использованием современных информационных технологий, системы телемедицины особенно для оказания медицинской помощи населению отдаленных районов республики.
Основная цель развития системы здравоохранения – увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение общей смертности населения на основе формирования здорового образа жизни населения, повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.
Основными стратегическими задачами развития системы здравоохранения в Республике Бурятия являются:
· по направлению формирование здорового образа жизни:
- Укрепление психического здоровья, формирование моделей ведения здорового образа жизни по социально-демографическим характеристикам населения Республики Бурятия с внедрением механизмов повышения ответственности работодателей, социально-образовательных учреждений за здоровье своих работников, воспитанников и учащихся; развитие эффективных форм пропаганды ЗОЖ по соответствующим целевым аудиториям.
- Разработка, совершенствование реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и других факторов риска, в первую очередь среди детей и подростков; формирование культуры здорового питания населения.
· по направлению обеспечение населения качественной медицинской помощью:
- Снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей).
- Совершенствование оказания медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, включая высокотехнологичную, медицинскую помощь; скорую помощь, в том числе скорую специализированную) и совершенствование взаимодействия медицинских учреждений в рамках сложившейся республиканской трехуровневой системы здравоохранения. Необходимо развивать паллиативную и гериатрическую медицинскую помощь, внедрять новые эффективные средства и методы лечения на основе консолидации традиционной восточной и современной медицины.
- Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населённых пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учётом использования мобильных медицинских комплексов в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек.
- Совершенствование внутренних технологических процессов медицинских учреждений, в том числе, путем внедрения новых управленческих технологий («бережливых» технологий); развитие «цифровизации» здравоохранения, в том числе путем внедрения телемедицины.
- Развитие медицинской реабилитации и совершенствование системы санаторно-курортного лечения с учетом имеющихся минеральных лечебных источников на территории Республики Бурятия.
- Повышение доступности высококачественной медицины, лекарственного обеспечения населения региона особенно в сельских территориях.
- Для ликвидации кадрового дефицита в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, – целевая подготовка в медицинских вузах с последующей аккредитацией и трудоустройством в первичное звено здравоохранения; непрерывное медицинское образование и поэтапная аккредитация медицинских работников с акцентом на их привлечение и закрепление, предоставление дополнительных мер социальной поддержки.
- Обеспечение медицинских учреждений квалифицированными кадрами с учетом развития системы привлечения, закрепления и мотивации кадров. Для этого будут продолжены программы, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских специалистов, в том числе предоставление жилья и земельных участков: республиканская программа «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения», федеральные программы «Земский доктор», «Земский фельдшер».
- Внедрение инновационных медицинских технологий, включая создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов. Особое внимание в связи с территориальной доступностью будет уделено телемедицинским консультациям. Будет продолжена интеграция деятельности медицинских и научно-образовательных учреждений как в процессе подготовки, повышения квалификации кадров, так и при проведении научных исследований, в т.ч. с использованием Big Data.
- Внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи.
- Укрепление материально-технической базы отрасли здравоохранения и совершенствование эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий и участия в федеральных программах и проектах.
- Обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населённых пунктов, расположенных в отдалённых местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
- Оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на приём к врачу.
- Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи с применением авиации гражданам, проживающим в труднодоступных районах республики. Увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, до 90%.
- Строительство вертолетной площадки для санавиации в пределах 15-минутной доступности до ведущих медучреждений в Улан-Удэ.
- С целью реализации нового пациенто-центрированного подхода – оптимизация работы медучреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди, упрощение процедуры записи на прием к врачу. В том числе – включение всех городских поликлиник и ЦРБ в реализацию федерального проекта «Бережливая поликлиника».
- Увеличение объёма экспорта медицинских услуг.
Механизмом реализации задач с ресурсным и организационным обеспечением является участие в федеральных приоритетных проектах («Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», «Формирование здорового образа жизни», «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах», «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов»), развитие государственно- частного партнерства с передачей бизнесу части полномочий по обслуживанию прикрепленного населения, оказанию первичной медико-санитарной помощи по программам государственных гарантий и др.
Приложение 2. Показатели достижения целей социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года (целевой вариант)
Показатели |
Ед. изм |
2017 |
2018 |
2024 |
2030 |
2035 |
1. Достижение главных стратегических целей РБ |
|
|
|
|
|
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
70,7 |
71,0 |
78,0 |
80,0 |
80,5 |
2. Развитие человеческого капитала и качества жизни |
|
|
|
|
|
|
Младенческая смертность |
на 1 тыс. родившихся детей |
6,6 |
6,3 |
4,5 |
2,7 |
1,2 |
Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
% |
33,1 |
36,2 |
55 |
58,4 |
61,4 |
Охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год |
% |
15,3 |
27,4 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Смертность населения трудоспособного возраста |
на 100 тыс. населения |
611,9 |
574,5 |
350,0 |
190,3 |
114,5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
70,7 |
71,0 |
78,0 |
80,0 |
80,5 |
Кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (врачи) |
% |
12,5 |
10,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (средний медицинский персонал) |
% |
7 |
6,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |