1. С какого числа региональный оператор приступает к исполнению обязанностей?

С 01 апреля 2019 года.

2. За какие территории Республики Бурятия отвечает региональный оператор?

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО в Республике Бурятия присвоен ООО «ЭкоАльянс». Минприроды РБ и ООО «ЭкоАльянс» подписаны Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия № 1 от 14.05.2018 (1 зона), № 2 от 20.06.2018 и № 3 от 20.06.2018 (2 и 3 зоны). Статус регионального оператора присвоен на десять лет.

Ответы на часто задаваемые вопросы



Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

региональный оператор по обращению с ТКО (далее - РО) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО;

оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов[1];

контейнерная площадка - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров[2];

площадка накопления ТКО - специально обустроенное сооружение в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на которых осуществляется временное складирование ТКО сроком не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения[3];

коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО[4].

Вопросы-ответы о деятельности РО по обращению с ТКО

1.     С какого числа РО приступает к исполнению обязанностей?

С 01 апреля 2019 года.

2.     За какие территории Республики Бурятия отвечает РО?

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО в Республике Бурятия присвоен ООО «ЭкоАльянс». Минприроды РБ и ООО «ЭкоАльянс» подписаны Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия № 1 от 14.05.2018 (1 зона), № 2 от 20.06.2018 и № 3 от 20.06.2018 (2 и 3 зоны). Статус регионального оператора присвоен на десять лет.

На территории Республики Бурятия территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РБ от 29 ноября 2016 г. № 540 (далее – Территориальная схема) определены три зоны деятельности регионального оператора:

Зона деятельности регионального оператора

Наименование источника образования отходов, входящего в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО

1

2

1 (первая)

Городской округ «Город Улан-Удэ», Иволгинский район, Тарбагатайский район, Бичурский район, Мухоршибирский район, Окинский район, Тункинский район, Городской округ «Город Северобайкальск», Северо-Байкальский район, Муйский район, Баунтовский эвенкийский район, Еравнинский район, Кижингинский район, Хоринский район, Заиграевский район

2 (вторая)

Баргузинский район, Кабанский район, Курумканский район, Прибайкальский район

3 (третья)

Джидинский район, Закаменский район, Кяхтинский район, Селенгинский район

3.     Каким образом будут производиться начисления оплаты за ТКО?

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от количества граждан, зарегистрированных (постоянно и временно проживающих) в жилом помещении[5]. Размер платы за новую коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека[6].

,

где:

ni - количество граждан, зарегистрированных (постоянно и временно проживающих) в i-м жилом помещении, человек;

- норматив накопления ТКО, м3/чел;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу РО по обращению с ТКО, руб./м3.

В случае если человек не проживает по адресу, необходимо предоставить РО документ, подтверждающий проживание по другому месту жительства[7].

Если в жилом помещении никто не зарегистрирован, то оплата производится по количеству собственников жилого помещения[8].

4.     Кто отвечает за создание и содержание площадок накопления ТКО?

С 1 января 2019 года обязанность по созданию и содержанию площадок накопления ТКО, определению схемы их размещения и ведение реестра мест накопления ТКО возлагается на органы местного самоуправления[9].

5.     Кто отвечает за создание контейнерной площадки?

С 1 января 2019 года обязанность по созданию контейнерной площадки возлагается на органы местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах [10].

6.     Кто отвечает за содержание контейнерной площадки?

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов:

-                   расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

-                   не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

7.     Кто несет ответственность за вывоз ТКО с контейнерных площадок?

РО несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз[11].

В случаях, если имеет место переполнение контейнеров, то ответственность несет РО, если контейнеры не заполнены, а захламлена прилежащая территория, то ответственность несут собственники земельного участка либо собственники помещений в многоквартирном доме.

8.     Какова ответственность РО за несвоевременный вывоз ТКО?

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, следует административная ответственность (на юридических лиц - штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей)[12] и ответственность по Соглашению с Минприроды РБ[13].

9.     Какая ответственность за отсутствие мест (площадок) накопления ТКО?

За несоблюдение требований при обращении с отходами установлена административная ответственность (на должностных лиц - штраф от 10 000 до 30 000 рублей)[14].

10.                       Возможен ли самостоятельный вывоз отходов на полигон ТКО?

Самостоятельный вывоз отходов на полигон размещения ТКО действующим законодательством по обращению с ТКО не предусмотрен. Сбор, транспортировку, размещение ТКО имеет право осуществлять только лицензированный спецтранспорт, управляемый обученным правилам обращения с ТКО персоналом при наличии соответствующего удостоверения и договора на размещение ТКО.

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором[15].

11.                       Каким образом будет заключаться договор между РО и жителями?

Для жителей частного сектора, равно как и жителей многоквартирного дома, у которых принята форма непосредственного управления домом, договор на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с законодательством, является публичной офертой[16]. Оформление договора в письменном виде не является обязательным. При этом начисления по договору будут производится с момента начала оказания услуги.

12.                       Необходимо ли заключать договор на вывоз ТКО с РО юридическим лицам? Если да - каким образом будет заключаться договор между РО и юридическим лицом?

РО и собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для РО. РО не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором[17]. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации, положениями.

13.                       Каким образом будет осуществляться контроль за исполнением РО условий Соглашения, в частности, своевременного вывоза ТКО с мест (площадок) накопления?

Контроль за реализацией Соглашения осуществляет Минприроды РБ. Кроме того, контрольно-надзорные функции осуществляются как региональными органами (Бурприроднадзор), так и федеральными (Управление Росприроднадзора по РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ).

В случаях нарушений периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок, площадок накопления, предлагаем с подтверждающими материалами:

1.    Обращаться с претензией непосредственно к Региональному Оператору с направлением копии в Минприроды РБ.

2.     Непосредственно сообщать о данных фактах в Минприроды РБ.

Контактные данные РО: телефон горячей линии 8-800-2019-559, 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 32, E-mail: ekoalyans@bk.ru, сайт http://экоальянс03.рф/.

Контактные данные Минприроды РБ: 670034, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905г, 11А, тел./факс (3012) 44-16-15, E-mail: info@mpr.govrb.ru.

14.                       Должен ли РО ликвидировать существующие свалки?

В случае обнаружения РО места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), РО обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

б) уведомить любым способомя, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления РО не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с РО на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, РО в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае РО вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с РО[18].

15.                       Куда РО будет транспортировать ТКО в муниципальных районах?

Потоки отходов на территории Республики Бурятия от источников образования отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения осуществляются согласно Территориальной схеме[19].

При отсутствии действующих полигонов допускается использование РО мест несанкционированного размещения отходов до введения в эксплуатацию перспективных полигонов. В дальнейшем предусмотрена обязанность РО провести рекультивацию размещенных ТКО на новый полигон[20].

16.                       Какова периодичность вывоза ТКО?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа[21].

17.                       Кто ведет реестр мест (площадок) накопления ТКО?

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО коммунальных отходов[22].

18.                       Каким образом будет осуществляться сбор и вывоз ТКО в частном секторе?

При организованном сборе и удалении ТКО с территории муниципальных образований применяются две системы удаления отходов:

- контейнерная, с несменяемыми сборниками, предусматривающая накопление отходов на контейнерных площадках с перегрузкой отходов для их вывоза из контейнеров в мусоровозы и периодической санитарной обработкой контейнеров на месте;

- бесконтейнерная, предусматривающая накопление отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов[23]. Вывоз согласно определенного графика:

а)                погрузка ТКО самими потребителями в мусоровоз в определенное место и время (существующая практика в г. Кяхта и г. Северобайкальск);

б)                подворовый объезд мусоровоза с погрузкой оператором отходов из баков потребителей (существующая практика в индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС) г. Улан-Удэ).

19.                       Что относится к ТКО, образующихся от населения?

К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд[24].

Исходя из данного понятия, принадлежность отходов, образующихся от населения, к ТКО определяется следующими критериями:

-  образование ТКО происходит в жилых помещениях;

-  образование ТКО происходит в процессе потребления физическими лицами, т.е. в процессе использования, употребления, применения продукции, вещей, благ физическими лицами в целях удовлетворения потребностей;

-  к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Обращаем внимание, что шлак от сжигания углей, навоз крупного рогатого скота, конский, мелкого рогатого скота, свиней, помет птичий, строительный мусор не относится к ТКО[25].

20.                       Относятся ли отходы от уборки территории городских и сельских поселений к ТКО? Что входит в их состав?

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, отходы от уборки городских сельских поселений относятся к ТКО и составляют группу отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0)[26], которая включает следующие виды отходов:

- мусор и смет уличный;

- мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства;

- отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев;

- отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог;

- отходы от зимней уборки улиц;

- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками.

Организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются ТКО, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с РО.

21.                       Каким образом РО будет осуществлять обращение других видов отходов, в т.ч. строительный мусор?

РО вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов[27].

Мусор, для вывоза которого требуется отдельный договор, - это, как правило, опасные вещества. Например, радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, когда такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

Для таких отходов действует специальное законодательство[28]. В нем установлены особенные правила транспортировки. Например, перевозчик радиоактивных веществ должен иметь лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии[29].

Под строительным мусором понимают отходы, образующиеся в результате строительства, текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, не является ТКО. Для вывоза требуется отдельный договор с организацией с соответствующей лицензией.

22.                       Каковы значения единого тарифа РО?

24.03.2019 Республиканской службой по тарифам установлены тарифы на услугу РО по обращению с ТКО.

Значения тарифа в рублях по зонам составляют:

Зона

Многоквартирные дома

Индивидуальные жилые дома

1

67

67

2

66,91

66,91

3

64,21

64,21








23.                       Каковы нормативы накопления ТКО для жителей?

Нормативы ТКО на территории Республики Бурятия для домовладений составляют[30]:

NN п/п

Наименование, категории объектов

Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО

Годовой норматив накопления ТКО

Масса, т

Объем, м3

1

Многоквартирные дома

1 проживающий

0,228

1,99

2

Индивидуальные жилые дома

1 проживающий

0,294

2,27*

*- для индивидуальных жилых домов установлен понижающий коэффициент, т.о. составляет 1.99 м3.




[1] Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


[2] Пункт 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).


[3] Статья 1 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия».


[4] Пункт 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».


[5] В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищным кодексом Российской Федерации.


[6] Пункт 148(30) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».


[7] Пункт 93 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».


[8] Пункт 148(36) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».


[9] Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».


[10] Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».


[11] Пункт 13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).


[12] Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.


[13] Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.


[14] Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях».


[15] Ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


[16] Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


[17] Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


[18] П. 16 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).


[19] Раздел Х постановления Правительства РБ от 29.11.2016 № 540 (ред. от 14.02.2018) «Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».


[20] П.8.3.4 постановления Правительства РБ от 29.11.2016 № 540 (ред. от 14.02.2018) «Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».


[21] пункт 17 приложения № 1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».


[22] Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.


[23] Пункт 7.2 постановления Правительства РБ от 29.11.2016 N 540 «Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».


[24] Ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.


[25] Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008).


[26] приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242.


[27] ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


[28] п.2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


[29] ст. 45 Федерального закона «Об использовании атомной энергии».


[30] Постановление Правительства РБ от 16.10.2017 № 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия».

Реквизиты


ФИО, должность руководителя:
Хандархаев Алексей Сергеевич, министр природных ресурсов Республики Бурятия
Почтовый адрес:

670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., 11 а.

Электронная почта:
info@mpr.govrb.ru
Телефоны справочных служб (в том числе по вопросам замещения вакантных должностей):
приемная:
+7-3012-44-16-15
Официальный сайт:
http://egov-buryatia.ru/mpr
Время приема граждан:
Понедельник-пятница, с 8.30 до 17.30, в пятницу - до 16.30. 
Министр  - понедельник, с 17.30 до 18.30 
заместитель министра - вторник, с 17.30 до 18.30 
ФИО и телефон руководителя подразделения, ответственного за прием обращений граждан:
Янькова Татьяна Александровна . Тел.: +7 (3012) 46-64-88