Реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации
Реформа контрольно-надзорной деятельности (понятие) – это перечень
правовых, организационных, кадровых и иных мероприятий, направленных
на повышение качества и эффективности организации государственного
контроля (надзора) с целью формирования инвестиционной
привлекательности в субъектах Российской Федерации.
Задачи реформы контрольно-надзорной деятельности:
1. Снижение административной нагрузки на бизнес. Эффективный
контроль позволяет избежать избыточного административного давления на
бизнес (затраты бизнеса и государства, связанные с осуществлением
государственного контроля (надзора), не должны превышать размера
потенциального ущерба от несоблюдения обязательных требований,
являющихся предметом контроля).
2. Стимулирование выхода предпринимателей из "теневого" сектора.
Отказ от избыточного контроля должен привести к большей экономической
оправданности добросовестного ведения бизнеса по сравнению с
нелегальной деятельностью в нарушение установленных требований
(соблюдение требований должно быть экономически выгоднее их
несоблюдения).
3. Формирование четких правил организации контроля и защита прав
предпринимателей. Понятные и прозрачные правила организации контр оля
позволяют обеспечить необходимый уровень защиты прав предпринимателей
при принуждении их к соблюдению обязательных требований и
прогнозируемость административного бремени при ведении бизнеса.
4. Создание равных условий ведения бизнеса. Справедливое
распределение мероприятий по контролю и объема предъявляемых для
обязательного исполнения требований в отношении аналогичных лиц и
объектов позволяет обеспечить конкуренцию и равные условия ведения
бизнеса (в том числе при формировании затрат на соблюдение обязательных
требований и на взаимодействие с органами контроля (надзора).
Правовые и иные основания проведения реформы контрольно-
надзорной деятельности:
1. Пункт 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №
294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля».
2. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и
надзорной деятельности», утвержденный президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12.
3. Приложение № 1 распоряжения Правительства РФ от 31.01.2017 №
147-р «Целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности
в субъектах Российской Федерации»,
4. Приложение 4 «План мероприятий («Дорожная карта) по внедр ению
в Камчатском крае Целевой модели регулирования и правоприменения
«Осуществление контрольно-надзорной деятельности», утвержденный
распоряжением Правительства Камчатского края от 15.02.2017 № 66-РП.
В целях реализации приведенных задачи 21.12.2016 президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и приоритетным проектам утверждена программа «Реформа контр ольной и
надзорной деятельности» со сроком до 2025 года.
Программа объединяет 12 контрольно-надзорных органов, включает
более 25 видов контроля, сопровождает деятельность 4 федеральных органов
исполнительной власти - Минэкономразвития, Минюста, Минкомсвязи и
Минтруда – и регионов.
Основные направления и основные целевые показатели программы:
- снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и
здоровье человека) на 50% к концу 2025 года;
- снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам
рисков на 30% к концу 2025 года;
- снижение при осуществлении государственного контр оля (надзора) и
муниципального контроля административной нагрузки на организации и
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды
деятельности на 50% к концу 2025 года;
- повышение эффективности организации контрольно-надзорной
деятельности путем роста индекса качества администрирования контрольно-
надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в 2 р аза к
концу 2025 года.
Структура программы включает разделы:
- внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении
контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение системы оценки результативности и эффективности
контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение системы комплексной профилактики нарушений
обязательных требований;
- систематизацию, сокращение количества и актуализация обязательных
требований;
- внедрение эффективных механизмов кадровой политики в
деятельности контрольно-надзорных органов;
- внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных
проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
- автоматизацию контрольно-надзорной деятельности;
- повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий
на региональном и муниципальном уровнях.
Приказ Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора №163 от 17.12.2020 "Об утверждении программ профилактики в Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора"