1. В каких случаях можно получить повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния?
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
2. Можно ли получить повторное свидетельство через Интернет?
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» установлена возможность направления запроса о выдаче повторного свидетельства в орган записи актов гражданского состояния в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы - единый портал государственных и муниципальных услуг, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается органом записи акта гражданского состояния, указанным в запросе лица, направившего данный запрос.
Поданный в форме электронного документа запрос о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, подписывается простой электронной подписью заявителя.
3. Может ли зарегистрировать рождение по заявлению бабушки ребенка?
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей).
4. Какой порядок присвоения имени ребенку при регистрации рождения?
Согласно пунктам 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» имя ребенка записывается по соглашению родителей. Запрещается запись имени ребенка, которое состоит из цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака "дефис", или их любой комбинации либо содержит бранные слова, указания на ранги, должности, титулы. При отсутствии соглашения между родителями имя ребенка записывается в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства.
5. В каком органе ЗАГС можно зарегистрировать брак?
Согласно Федеральному закону от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
6. Возможна ли подача заявления о заключении брака одним из лиц, вступающих в брак?
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определено, что в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.
7. Можно ли установить отцовство в отношении ребенка, мать которого состоит в браке с другим лицом?
Если мать ребенка, состоящая в зарегистрированном браке, при государственной регистрации рождения заявляет, что ее супруг не является отцом ребенка и просит указать в записи акта о рождении отцом иное лицо, ее просьба может быть удовлетворена, в случае подачи родителями ребенка совместного заявления об установлении отцовства.
Кроме того, в указанном случае необходимо письменное заявление супруга матери, в котором он подтверждает, что не является отцом ребенка, родившегося у его супруги.
8. Какой порядок проставления апостиля на свидетельстве о государственной регистрации актов гражданского состояния?
Проставление апостиля на свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выданные органами ЗАГС республики, осуществляется отделом информатизации и архивной работы Управления ЗАГС Республики Бурятия при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя, свидетельства, подлежащего апостилированию, квитанции об уплате государственной пошлины.
9. Как можно получить справку об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака для регистрации заключения брака за границей?
Для получения справки об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака необходимо обратиться с заявлением в орган ЗАГС. Кроме того, необходимо представить документ, удостоверяющий личность заявителя, и квитанцию об уплате государственной пошлины.
10. Как получить повторное свидетельство, если регистрация была произведена в Беларуси?
Порядок истребования личных документов определен Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД России № 10489, Минюста России № 124 от 29.06.2012.
Для подачи заявления об истребовании документа в компетентный орган иностранного государства необходимо обратиться в орган ЗАГС, имея при себе документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие право на получение свидетельства, квитанцию об уплате государственной пошлины.
11. Как устранить имеющиеся несоответствия в написании фамилии в свидетельстве о рождении и свидетельстве о заключении брака?
В соответствии со статьей 71 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС.
12. Возможно ли вернуться на добрачную фамилию, если при регистрации расторжения брака была присвоена фамилия по браку?
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.
13. Я составляю генеалогическое (родословное) дерево своей семьи. Могу ли я обратиться в орган ЗАГС с заявлением о предоставлении сведений о моих родственниках?
Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, и разглашению не подлежат.
Органы ЗАГС не осуществляют поиск по актовым записям и сведения о родственниках не предоставляют.
При рассмотрении заявления органом ЗАГС, конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю повторного свидетельства (справки установленной формы), отказа о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния. Органы ЗАГС по запросам граждан (в том числе и по метрическим книгам) могут выдать только документы (свидетельства, справки), содержащие сведения в объеме, имеющиеся в актовой записи.
Вместе с тем, получить документ может только родственник умершего лица, доказав свои родственные отношения посредствам предоставления соответствующих свидетельств, а также свидетельство о смерти умершего.
14. Какие необходимо предоставить в ЗАГС документы, чтобы зарегистрировать брак с заключенным?
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ «Об актах гражданского состояния») основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак.
В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении (п. 2 ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
При подаче заявления о заключении брака в орган ЗАГС необходимо представить следующие документы:
- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо, желающее вступить в брак, ранее состояло в браке, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, решение суда о расторжении брака иностранного государства.
- документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию заключения брака в размере 350 рублей.
15. Моему ребенку исполнилось 6 лет. При разводе я вернула свою добрачную фамилию. Могу ли я изменить фамилию ребенку на мою?
Для решения данного вопроса Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства.
После получения решения органа опеки и попечительства Вам необходимо обратиться в орган ЗАГС для внесения изменений в запись акта о рождении Вашего ребенка, предоставив следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о рождении Вашего ребенка;
- решение органа опеки и попечительства;
- квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей.
За дополнительной информацией по данному вопросу Вы можете обратиться в ЗАГС по месту жительства.
16. У нас нет общих несовершеннолетних детей. Как оформить расторжение брака?
Если один из супругов, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГС (отказывается подать совместное заявление) расторжение брака производится в судебном порядке по заявлению одного из супругов.
17. При вступлении в брак я не взяла фамилию мужа, возможно ли это сделать сейчас?
Необходимо обратиться в орган ЗАГС с заявлением о перемене имени, представив паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и свидетельства о рождении детей, не достигших совершеннолетия. За государственную регистрацию перемены имени уплачивается госпошлина в размере 1600 руб. После государственной регистрации перемены имени Вам будет выдано свидетельство о перемене имени, а также новые свидетельства о заключении брака, о Вашем рождении и рождении Ваших детей (госпошлина уплачивается в размере 350 руб. за каждое новое свидетельство).
18. В свидетельстве о браке с ошибкой казана моя фамилия. Как это можно исправить?
В случае неправильности (ошибки) в свидетельстве необходимо обратиться в орган ЗАГС, для решения указанного вопроса. Необходимо при себе иметь документы, удостоверяющие личность, свидетельство подлежащие обмену, иные документы.
19. Как произвести государственную регистрацию рождения ребенка у суррогатной матери?
При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери, на запись указанных супругов родителями ребенка.
Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документа выданного медицинской организацией, в которой происходили роды.
Таким образом лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).
20. Я 1952 года рождения, в повторном свидетельстве о рождении оказалось, что не указано место рождения и отчество ребенка. Как это можно исправить?
Для внесения сведений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества и места рождения Вам не обходимо обратиться в отдел, представить документ удостоверяющий личность, свидетельство в случае изменения фамилии (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и т.д.) и другие документы.
За внесение сведений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, государственная пошлина не уплачивается.
21. Мне исполнилось 25 лет, какие документы предоставить для перемены фамилии?
Перемена имени производится органом ЗАГС. Одновременно с подачей заявления должны быть представлены следующие документы:
свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя;
свидетельство о заключении брака, в случае если заявитель состоит в браке;
свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака;
свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия
В соответствии со статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за регистрацию перемены имени, включающегося в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, составляет 1600 рублей. За внесение изменений в другие записи актов гражданского состояния (например, о рождении заявителя, о браке, о рождении детей) с выдачей новых свидетельств в связи с переменой имени уплачивается госпошлина 350 рублей за каждое свидетельство.